Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков постоянно в разъездах. Шутка ли, управлять территорией в 86 тысяч квадратных километров! Ведь по площади это Орловская, Курская и Новгородская области вместе взятые. Тем не менее Валерий Павлович нашел время в своем плотном рабочем графике и заехал к нам редакцию. "Руководителю необходимо общаться с журналистами, - были его первые слова, - чтобы лучше понимать болевые точки региона". Но из гостеприимства разговор мы начали с приятной темы.
Инвестора надо "прихватить"
- Валерий Павлович, в последние годы экономика области бурно развивается. Почему инвесторы, выбирая между городом и областью, предпочитают вас?
- Промышленность области развивается не только за счет новых производств. Мы стараемся сохранить и расширить уже существующие предприятия. Например, "Фосфорит" еще недавно был на грани полной остановки. А сегодня постоянно увеличивает объемы производства.
Что касается инвесторов, то их, во-первых, привлекает географическое положение области. А во-вторых, все инвесторы отмечают четкость работы чиновничьего аппарата. У нас нет волокиты. Если мы кого-то "прихватили", то не он за нами ходит, а мы за ним.
- И за кем вы сегодня ходите?
- Идет работа над несколькими крупными проектами. Наверное, самый интересный из них - строительство завода по производству электровозов. В России электровозы маломощные, рассчитаны на перевозку не более 3 тысяч тонн грузов. Тогда как на Западе тянут составы и по 10 тысяч тонн. Сейчас совместно с Министерством путей сообщения ведем переговоры с компанией "Дженерал Моторс". Предложили им три площадки для строительства в Тосненском, Гатчинском и Всеволожском районах. Они пока присматриваются.
- Вы как-то обмолвились, что вас пугает стремительный промышленный рост в области. Почему?
- Пугает, конечно. За последние три года среднегодовые темпы промышленного роста составляли 16%. За девять месяцев этого года - уже 37%. Но долго так продолжаться не может. А в следующем году выборы губернатора области. Чем буду отчитываться? (Улыбается.)
Медвежьи углы
- Рост ростом, а в области люди живут хуже, чем в городе...
- Я бы так не сказал. В городе средняя зарплата 5260 рублей, а у нас 4800. Но почти у каждого подсобное хозяйство. Там курочка, там петушок, там капуста с морковкой. Это значительное подспорье.
- Тем не менее, много полузаброшенных поселков с покосившимися домами...
- А на Руси всегда так было. В лесу живем, а хороших домов не строим. Мы сегодня выделяем любому жителю области для строительства 55 кубов леса. Надо 100 - бери 100. Но проблема в том, что берут и начинают не строить, а продавать лес налево.
Что касается "умирающих" поселков, то сегодня наша главная задача сохранить там школы, детские сады, амбулаторию, культурные центры. Есть школы, рассчитанные на 200-300 учеников, где обучаются всего 20 учеников. Но если их закрыть, деревня умрет. А так народ будет возвращаться, и этот процесс уже идет. Уже третий год молодым учителям мы выделяем подъемные - 10 тысяч рублей. За это время в сельские школы пришло работать около 700 учителей, а уволилось всего 13. С этого года выплачиваем подъемные медикам и работникам культуры.
- А почему так много пустующих земель?
- В начале девяностых всем выдавали паи на землю. Кому два гектара, кому три. С тех пор многие уехали, многие не в силах землю обрабатывать. А механизма ее изъятия нет. Этот вопрос должен решить Земельный кодекс. Другая проблема - северо-восток области: Лодейное Поле, Подпорожье, Тихвинский район. Мы пока не знаем, подо что пустить эти земли. Картошка там не нужна. Зерно растет плохо. Крупный рогатый скот выращивать сегодня нерентабельно.
- То есть область развивается как промышленный регион?
- И как сельскохозяйственный тоже. У нас три основных направления: овощи, молоко и птицеводство. Начинаем заниматься производством мяса свинины. Думаем, как сделать рентабельным выращивание крупного рогатого скота.
Кабаны съели урожай
- "Зеленая" общественность обеспокоена появлением в области экологически вредных производств. А вас это не беспокоит?
- Любое производство должно быть экологически чистым. Для этого и существует государственная экологическая экспертиза. Сколько у нас кричали и "зеленые", и "синие", и "красные" о Балтийской трубопроводной системе. Говорили, что губим природу Карельского перешейка, что в Приморске неизбежны разливы нефти. Сегодня даже финны признали, что наш порт работает лучше, чем у них в Порво. Так почему мы должны были отдавать им нефть, а сами ходить в лаптях? А вся шумная "зеленая" кампания протеста была просто хорошо профинансирована.
Как мы все-таки иногда не любим самих себя! Область сотрудничает с американским штатом Мериленд. В том числе и по экологическим проблемам. Недавно дочь Джона Кеннеди Кэтрин, готовясь к губернаторским выборам, задумала там акцию по очистке и восстановлению старого порта, который когда-то служил для строительства Вашингтона. И пригласила меня поучаствовать. Дело было в августе. Мы подошли к реке и не могли простоять и минуты. По воде плыли сплошные фекалии... Я пожелал Кэтрин реализовать этот проект и пригласил ее искупаться в любом водоеме Ленинградской области и даже испить воды, потому что у них это невозможно сделать даже под дулом пистолета.
- Если у нас так все хорошо, почему в лесах так мало живности?
- Мало? А вы спросите руководителей хозяйств в Приозерском районе, куда они девали картошку? Они ходят и просят, чтобы отстреляли, наконец, кабанов, которые съели весь урожай. Мы ограничили время охоты на лося одним месяцем, и их поголовье с каждым годом увеличивается. Съездите в гатчинский парк, посмотрите на фазанов. Мы их специально разводим. И скоро в каждом парке, в каждом городе будут гулять фазаны.
Объединение неэффективно
- В следующем году исполняется 1250 лет Старой Ладоге. Федеральный бюджет помогает в подготовке праздника?
- А зачем нам федеральный бюджет? Мы не хотим делать помпезного мероприятия. Наша задача - навести там порядок. Газифицируем поселок. Полностью приводим в порядок крепость. Дорога уже лучше, чем на Невском. С гостиницей и питанием проблем нет.
- Кстати о дорогах. Как решаете основную российскую проблему?
- Я много езжу по области. За неделю наматываю по 2-3 тысячи километров. И со скоростью 120 км/ч могу проехать по любой областной дороге. У меня больше претензий к федеральным трассам. И Киевское шоссе, и "Кола" находятся в очень плохом состоянии.
- Как вы относитесь к разговорам об объединении города и области в один субъект Федерации?
- В том-то и дело, что это одни разговоры и лозунги. Никто еще не считал ни плюсов, ни минусов этого объединения. А исторически город и область никогда не были вместе. И в советское время были разные бюджеты, свои Советы народных депутатов. Так зачем искать новую схему управления? Представьте, что будет яма на Невском проспекте и будет изрыт весь Подпорожский район. И деньги на ремонт надо брать из одного кармана. Где в первую очередь сделают?.. Поэтому считаю, что не правильно иметь даже общее ГУВД на город и область. Это только ухудшает ситуацию. Петербург - вторая столица. Работы для ГУВД здесь больше, чем нужно. А когда руководитель не может выехать в область не потому, что не хочет, а потому что надо решать городские проблемы, какое может быть руководство? Мы разделили МЧС, и сразу почувствовали разницу. Например, больших лесных пожаров в этом году удалось избежать.
- Но есть много проблем, которые надо решать вместе. Например, садоводства...
- Надо находить взаимопонимание. Вопрос о медицинском обслуживании и милицейских постах в крупных садоводствах мы решили. Хорошо, что впервые в городском бюджете заложены деньги на развитие садоводств. Ведь дачники сегодня не могут скинуться и провести себе водопровод или электричество.
А вот вопрос с мусором решить никак не удается. Все валится в лес. Нам предлагают установить плату с каждого дачного домика. Но надо ли? В городе каждый житель платит за вывоз мусора. Примерно 2 миллиона человек ежегодно выезжает на лето из города в область. Предлагаем: давайте, на этот период они будут вносить деньги на отдельный счет. И тратить их будем на уборку мусора в дачных массивах. Но город пока не соглашается.