Погребенный под поездом. Как электричка столкнулась с фурой в Петербурге

Электропоезд ЭР2-1291, который столкнется с грузовиком. © / Commons.wikimedia.org

Крушение электрички между станциями Белоостров и Левашово вошло в список крупнейших железнодорожных аварий страны в XXI веке. Обыкновенная невнимательность привела к сходу с рельсов многотонного состава, человеческой жертве и десятку пострадавших.

   
   

Удар в прицеп

Днем 13 февраля 2001 года на 30–32 км второго пути перегона Белоостров – Левашово проводились работы – ремонт контактной сети. На переезде, расположенном на пересечении Белоостровского шоссе и железнодорожной линии Петербург – Выборг, автоматика все время держала шлагбаумы в закрытом положении. Открывать их должна была дежурная 48-летняя Надежда Макарова. Женщина к тому моменту наработала восьмилетний стаж на железной дороге.

В районе часа дня к переезду подъехала фура Scania. Грузовик под завязку был заполнен хрупким грузом – машина с калининградскими номерами везла аудио- и видеотехнику. 53-летний водитель Вячеслав Баранов увидел открытый шлагбаум, сбавил скорость и начал медленно переезжать пути. Фура практически пересекла рельсы, когда в заднюю часть прицепа на внушительной скорости въехала вылетевшая из-за пелены снегопада и дождя электричка. Машину протащило по шпалам несколько десятков метров. Головной вагон рухнул в кювет, а второй сошел с рельсов, перегородив пути.

10 человек получили травмы в той страшной аварии. Пассажиров и машиниста электрички с переломами, травмами головы и ушибами доставили в больницу Сестрорецка. Однако врачам и спасателям предстояла непростая битва за жизнь 39-летнего Владимира Кулакова. В момент столкновения электропоезда с фурой он стоял в тамбуре и вылетел наружу – прямо под сползавший в кювет вагон. У мужчины зажало левую ногу колесной стойкой.

Спецтехника не помогла спасателям. Сотрудники МЧС просто не смогли укрепить домкраты в воде, которая после дождя скопилась в кювете. Вагон пытались поднять при помощи аварийного локомотива, но не выдержали тросы. Кулаков на протяжении трех часов находился в ледяной воде. В итоге медикам оставалось лишь констатировать его смерть от переохлаждения.

Правоохранители сразу возбудили уголовное дело, а основной версией спустя несколько часов после аварии называли неисправность сигнализации на переезде, поскольку шлагбаум был поднят, а светофор никак не реагировал. Однако позднее выяснилось, что автоматика была ни при чем.

Защита от дурака

Причиной крушения поезда стала невнимательность дежурной по переезду Макаровой. Было установлено, что она пропускала автотранспорт, а когда увидела поезд, вернула кнопку на пульте в положение «Закрыто». Светофоры в этот момент не работали, а до времени полного закрытия шлагбаумов на переезд заехала фура с грузом техники. Сразу после инцидента глава ОЖД Геннадий Комаров распорядился провести дополнительный инструктаж дежурных по переезду, машинистов и дежурных по станции. На дороге прошли серьезные проверки.

   
   

Впоследствии РЖД пришлось выплатить из-за вины своей сотрудницы финским страховщикам грузовика более 30 тысяч евро. Также страхование предусматривало денежные компенсации семьям пострадавших и родственникам погибшего.

Спустя почти 15 лет по маршруту, которым следовала столкнувшаяся с фурой электричка, двигаются уже скоростные поезда «Ласточка». Однако специалисты уверены, даже в условиях применения современных методов предотвращения подобных аварий защититься от повторения трагедии на 100% нельзя.

«Подобное сложно предотвратить окончательно. Это всегда может произойти, если кто-то недобросовестно выполняет свою работу. И дело тут не в новой технике или скоростных поездах. Обыкновенное стечение обстоятельств. Под Белоостровом так же было, – считает профессор кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» Петербургского государственного университета путей сообщения Александр Грищенко. – Я считаю, что мы нарушаем незыблемое правило, провозглашенное еще отцами кибернетики: если существует так называемая защита от дурака, то самого дурака к этой защите уж никак подпускать нельзя. Вы, например, слышали когда-нибудь, чтобы пилот самолета сам заправлял ленту «черного ящика»? Да он к этому «ящику» и доступа не имеет!»