SPB.AIF.RU рассказывает историю крупнейшей железнодорожной катастрофы страны.
«Люди умирали на глазах»
Трагедия случилась вечером, в 21-35 по московскому времени. Скоростной поезд «Невский экспресс» №166, следовавший по своему привычному маршруту, связывающему две столицы, сошел с рельсов на границе Тверской и Новгородской областей. Трагедии предшествовал сильный хлопок. Вот как рассказывали о случившемся очевидцы:
«Я слышал какой-то шум, но в силу своих обязанностей обратил внимание даже не на это, а на приборы - они отреагировали на обрыв проводов и падение напряжения, - говорит Сергей Васильев, электромеханик, работавший в тот день на тяговой подстанции перегона Угловка, рядом с которым и случилась катастрофа. - Я выбежал… Вижу: вагоны разлетелись. Один под откос упал. Метрах в пятистах еще один. Из вагонов уже выбежали люди. Страшно было, темно, все кричат, плачут, никто не знает, что случилось и что делать. Раненые стонут, люди на глазах умирают. Ад был, не дай Бог никому такое пережить».
На момент крушения в поезде находились 682 человека, из них 661 пассажир и 21 человек из поездной бригады.
И хотя по официальной информации первые бригады скорой помощи и наряды МЧС прибыли на место катастрофы уже через 10 минут, очевидцы свидетельствуют о том, что помощь подоспела только через полтора часа. Ситуация усугублялась тем, что трагедия произошла в отдалении от крупных населенных пунктов, поэтому медикам и спасателям пришлось пробираться по проселочной грунтовой дороге.
Спас 25 человек
Любая чрезвычайная ситуация – это проверка на человеческие качества. В то время, как одни пассажиры из уцелевших вагонов спокойно курили в сторонке и названивали своим родственникам, другие бросились спасать и вытаскивать из покореженного поезда раненных.
SPB.AIF.RU удалось побеседовать с проводником второго вагона Алексеем Ивановым, который спас 25 человек. На момент крушения мужчине было 30 лет.
В момент взрыва Алексей находился в своем купе. Это, по словам мужчины, его и спасло. Сначала был сильный удар. Алексея отбросило на стену. Потом долго кидало из стороны в сторону, погас свет. Через несколько секунд все стихло.
«Прежде всего надо было в темноте найти выход. Хотел через окно выползти, но там висел контактный провод. Не рискнул. Пополз через другое окно. После того, как сориентировался в пространстве и определился, как вытаскивать на улицу пострадавших, полез обратно в вагон». Внутри было настолько все деформировано, что Алексею пришлось ползти по-пластунски. Иначе перемещаться было невозможно. Кругом стонали люди, многие лежали без движения. Алексей и сам получил различные травмы, но тогда было не до них.
«Крикнул, что необходимо срочно эвакуироваться. Очень боялся, что вспыхнет пожар, всюду висели оголенные провода. Вы же знаете, как горят железнодорожные вагоны - за несколько секунд выгорают дотла. Никто бы не спасся. Поэтому начал вытаскивать людей. Пассажиры молодцы, слушались. Кто мог ходить, помогал нести тяжело пострадавших. Никто не паниковал.
У одной женщины были сломаны ребра, она сильно кричала от боли, но я ее все равно смог вынести. Другому мужчине ногу зажало между крышей и багажной полкой. Один железо не разогнул бы. Хорошо, подоспел кто-то из пассажиров, вместе смогли спасти человека».
Алексей признается, что потерял ориентацию во времени, на часы не смотрел. На свои травмы, разбитое лицо обратил внимание только после того, как попал в больницу. Всего Алексей Иванов вытащил из под обломков раскуроченного «Невского экспресса» 25 живых пассажиров.
«Я был в шоке, ничего не чувствовал первые несколько часов. Помню, что возвращался обратно в вагон, искал людей, которые подают признаки жизни, вытаскивал их на воздух или показывал правильное направление. Потом подоспели спасатели».
Кто виноват в крушении
В результате катастрофы погибли 28 человек, еще 132 получили ранения разной степени тяжести. Почти все погибшие ехали в последнем вагоне поезда. Среди жертв крушения оказались и очень известные люди. Так, погиб Росрезерва Борис Евстратиков и экс-сенатор от Санкт-Петербурга Сергей Тарасов. Сергей Борисович буквально за месяц до этого сыграл свадьбу – третьей супругой известного чиновника стала балерина Мариинского театра Анастасия Колегова.
Основной версией случившегося с самого начала называли теракт. По утверждениям большинства освидетелей, крушению предшествовал хлопок и вспышка. Позже на месте катастрофы была обнаружена воронка размером полтора метра на метр, а на следующие сутки после трагедии, во время осмотра силовиками места крушения, сработало второе взрывное устройство. Как было установлено, оно было приведено в действие с помощью мобильного телефона.
Позже ФСБ РФ подтвердило, что причиной крушения стал взрыв самодельного устройства мощностью семь килограммов в тротиловом эквиваленте. Уголовное дело было возбуждено по признакам преступлений, предусмотренных ст. 205 (террористический акт) и ст. 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ.
Были составлены фотороботы подозреваемых в теракте.
В ходе расследования выяснилось, что преступление было совершено преступной группой, действовавшей под контролем известного чеченского боевика Доку Умарова.
Следствием была установлена причастность к подрыву семи лиц - боевика Александра Тихомирова, Багаутдина Далгиева, Османа Ужакова и четырех братьев Картоевых. Всех их убили в ходе спецоперации наших силовиков в марте 2010 года в селе Экажево в Ингушетии. Были арестованы еще десять человек, причастных к организации теракта. 22 мая 2012 года Тверской областной суд приговорил их на сроки от семи лет лишения свободы до пожизненного заключения. Пожизненно были осуждены - Мурат, Татархан и Беслан Картоевы, а также Зелемхан Аушев, которые были признаны виновными в терроризме, незаконном изготовлении оружия и участии в незаконном вооружённом формировании. Магомед и Ильяс Картоевы - к семи годам лишения свободы в колонии строго режима, Тимур, Тархан и Идрис – к семи с половиной годам в колонии строго режима, еще один Беслан осужден к восьми годам заключения.
А в конце 2013 года спецслужбами РФ была ликвидирована бандитская группа террориста Доку Умарова и он сам.