Примерное время чтения: 8 минут
11997

Смертельный экспресс. История крушения скоростного поезда Москва-Петербург

SPB.AIF.RU рассказывает историю крупнейшей железнодорожной катастрофы страны.

«Люди умирали на глазах»

Трагедия случилась вечером, в 21-35 по московскому времени. Скоростной поезд «Невский экспресс» №166, следовавший по своему привычному маршруту, связывающему две столицы, сошел с рельсов на границе Тверской и Новгородской областей. Трагедии предшествовал сильный хлопок. Вот как рассказывали о случившемся очевидцы:

«Я слышал какой-то шум, но в силу своих обязанностей обратил внимание даже не на это, а на приборы - они отреагировали на обрыв проводов и падение напряжения, - говорит Сергей Васильев, электромеханик, работавший в тот день на тяговой подстанции перегона Угловка, рядом с которым и случилась катастрофа. - Я выбежал… Вижу: вагоны разлетелись. Один под откос упал. Мет­рах в пятистах еще один. Из вагонов уже выбежали люди. Страшно было, темно, все кричат, плачут, никто не знает, что случилось и что делать. Раненые стонут, люди на глазах умирают. Ад был, не дай Бог никому такое пережить».

На момент крушения в поезде находились 682 человека, из них 661 пассажир и 21 человек из поездной бригады.

Крушение Невского экспресса в ноябре 2009 года
Крушение Невского экспресса в ноябре 2009 года.  Фото: www.globallookpress.com

И хотя по официальной информации первые бригады скорой помощи и наряды МЧС прибыли на место катастрофы уже через 10 минут, очевидцы свидетельствуют о том, что помощь подоспела только через полтора часа. Ситуация усугублялась тем, что трагедия произошла в отдалении от крупных населенных пунктов, поэтому медикам и спасателям пришлось пробираться по проселочной грунтовой дороге.

Спас 25 человек

Любая чрезвычайная ситуация – это проверка на человеческие качества. В то время, как одни пассажиры из уцелевших вагонов спокойно курили в сторонке и названивали своим родственникам, другие бросились спасать и вытаскивать из покореженного поезда раненных.

SPB.AIF.RU удалось побеседовать с проводником второго вагона Алексеем Ивановым, который спас 25 человек. На момент крушения мужчине было 30 лет.

В момент взрыва Алексей находился в своем купе. Это, по словам мужчины, его и спасло. Сначала был сильный удар. Алексея отбросило на стену. Потом долго кидало из стороны в сторону, погас свет. Через несколько секунд все стихло.

«Прежде всего надо было в темноте найти выход. Хотел через окно выползти, но там висел контактный провод. Не рискнул. Пополз через другое окно. После того, как сориентировался в пространстве и определился, как вытаскивать на улицу пострадавших, полез обратно в вагон». Внутри было настолько все деформировано, что Алексею пришлось ползти по-пластунски. Иначе перемещаться было невозможно. Кругом стонали люди, многие лежали без движения. Алексей и сам получил различные травмы, но тогда было не до них.

Крушение Невского экспресса в ноябре 2009 года.
Крушение Невского экспресса в ноябре 2009 года. Фото: www.globallookpress.com

«Крикнул, что необходимо срочно эвакуироваться. Очень боялся, что вспыхнет пожар, всюду висели оголенные провода. Вы же знаете, как горят железнодорожные вагоны - за несколько секунд выгорают дотла. Никто бы не спасся. Поэтому начал вытаскивать людей. Пассажиры молодцы, слушались. Кто мог ходить, помогал нести тяжело пострадавших. Никто не паниковал.

У одной женщины были сломаны ребра, она сильно кричала от боли, но я ее все равно смог вынести. Другому мужчине ногу зажало между крышей и багажной полкой. Один железо не разогнул бы. Хорошо, подоспел кто-то из пассажиров, вместе смогли спасти человека».

 

Алексей признается, что потерял ориентацию во времени, на часы не смотрел. На свои травмы, разбитое лицо обратил внимание только после того, как попал в больницу. Всего Алексей Иванов вытащил из под обломков раскуроченного «Невского экспресса» 25 живых пассажиров.

«Я был в шоке, ничего не чувствовал первые несколько часов. Помню, что возвращался обратно в вагон, искал людей, которые подают признаки жизни, вытаскивал их на воздух или показывал правильное направление. Потом подоспели спасатели».

Кто виноват в крушении

В результате катастрофы погибли 28 человек, еще 132 получили ранения разной степени тяжести. Почти все погибшие ехали в последнем вагоне поезда. Среди жертв крушения оказались и очень известные люди. Так, погиб Росрезерва Борис Евстратиков и экс-сенатор от Санкт-Петербурга Сергей Тарасов. Сергей Борисович буквально за месяц до этого сыграл свадьбу – третьей супругой известного чиновника стала балерина Мариинского театра Анастасия Колегова.

Основной версией случившегося с самого начала называли теракт. По утверждениям большинства освидетелей, крушению предшествовал хлопок и вспышка. Позже на месте катастрофы была обнаружена воронка размером полтора метра на метр, а на следующие сутки после трагедии, во время осмотра силовиками места крушения, сработало второе взрывное устройство. Как было установлено, оно было приведено в действие с помощью мобильного телефона.

Позже ФСБ РФ подтвердило, что причиной крушения стал взрыв самодельного устройства мощностью семь килограммов в тротиловом эквиваленте. Уголовное дело было возбуждено по признакам преступлений, предусмотренных ст. 205 (террористический акт) и ст. 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ.

Были составлены фотороботы подозреваемых в теракте.

В ходе расследования выяснилось, что преступление было совершено преступной группой, действовавшей под контролем известного чеченского боевика Доку Умарова.

Следствием была установлена причастность к подрыву семи лиц - боевика Александра Тихомирова, Багаутдина Далгиева, Османа Ужакова и четырех братьев Картоевых. Всех их убили в ходе спецоперации наших силовиков в марте 2010 года в селе Экажево в Ингушетии. Были арестованы еще десять человек, причастных к организации теракта. 22 мая 2012 года Тверской областной суд приговорил их на сроки от семи лет лишения свободы до пожизненного заключения. Пожизненно были осуждены - Мурат, Татархан и Беслан Картоевы, а также Зелемхан Аушев, которые были признаны виновными в терроризме, незаконном изготовлении оружия и участии в незаконном вооружённом формировании. Магомед и Ильяс Картоевы - к семи годам лишения свободы в колонии строго режима, Тимур, Тархан и Идрис – к семи с половиной годам в колонии строго режима, еще один Беслан осужден к восьми годам заключения.

Крушение Невского экспресса в ноябре 2009 года
Крушение Невского экспресса в ноябре 2009 года Фото: www.globallookpress.com

А в конце 2013 года спецслужбами РФ была ликвидирована бандитская группа террориста Доку Умарова и он сам.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах