SPB.AIF.RU вспоминает о самых страшных железнодорожных катастрофах, которые произошли на пути в Петербург.
Пьяный машинист
Первая крупная авария с трагическими последствиями произошла на Царскосельской железной дороге в ночь с 11 на 12 августа 1840 года. Рядом со станцией Шушары произошло лобовое столкновение двух поездов. Причина, как выяснили позже следователи, была в том, что машинист Роберт Максвелл, который находился в состоянии алкогольного опьянения, забыл приказ остановиться перед стрелкой и пропустить встречный поезд. В то время железнодорожное полотно было однопутным, то есть все поезда следовали по одному пути, пропуская встречные в специальных карманах. В результате крушения погибли 7 пассажиров, 78 человек были ранены. Разбит паровоз «Богатырь» и 6 вагонов.
Любопытно, что машинист-алкоголик остался жив: он успел спрыгнуть с поезда. После этого инцидента управляющий путей сообщения издал приказ, предусматривающий замену склонных к пьянству машинистов англичан трезвенниками немцами.
Лобовое столкновение
4 сентября 1851 года произошло лобовое столкновение двух поездов. Пассажирский поезд из двух вагонов следовал в Москву по правому пути. Ему навстречу был отправлен другой пассажирский состав. В районе Клина на одном из путей проходили ремонтные работы, поэтому получилось, что оба поезда следовали по одному пути. Машинисты слишком поздно заметили друг друга - трагедию уже невозможно было предотвратить. Поезда столкнулись, паровозы были сильно повреждены. Погибли оба машиниста, один из помощников и механик поезда.
Катастрофа из-за стрелки
30 июня 1958 года в районе Токсово потерпела крушение пригородная электричка Приозерск-Ленинград. Достоверных сведений о той катастрофе очень мало. По некоторым данным, стрелка перевелась, когда прямо по ней проезжал состав. Из-за этого вагоны разорвало, они посыпались под откос. В результате аварии погибли 30 человек, более 170 получили тяжелые травмы.
Халтура ремонтников
16 августа 1988 года крушение потерпел легендарный пассажирский поезд «Аврора», который курсирует между двумя столицами. Возле станции Березайка скорость состава составляла 155 км/ч. Неожиданно вагоны начало болтать, раздался громкий треск, все 15 вагонов сошли с рельсов. В вагоне-ресторане возник пожар, который распространился на весь состав. В результате крушения погибли 30 человек, ранены около 180. Спасательные службы прибыли на место ЧП с большим опозданием, потому что в районе катастрофы не оказалось подходящих дорог.
Причиной крушения были названы грубейшие нарушения, допущенные во время ремонтных работ. Дорожный мастер, ответственный за данный участок, был осужден на длительный срок, многие руководители службы пути были с позором уволены.
Любители наживы
Случались на Октябрьской железной дороге и совсем уж невероятные истории. 15 октября 1996 года рядом со станцией Окуловка были задержаны два подростка 18 и 19 лет. Молодые люди придумали следующее: они развинтили гайки на нескольких рельсах и ждали, когда по аварийному участку промчится скорый поезд «Аврора». Хулиганы были уверены, что поезд упадет под откос, а они поживятся ценными вещами пассажиров. На счастье, сработала система сигнализации, машинист замедлил ход и остановился. Через двое суток подростков задержали, они были приговорены к 10 годам колонии каждый.
Теракт в туалете
27 июня 1997 года в поезде «Юность» сработало взрывное устройство. Трагедия произошла на перегоне Окуловка-Малая Вишера. Следствие установило, что безоболочное взрывное устройство сработало, когда возможный террорист Гаджи Магомед Халилов засовывал его в технологический люк вагона. В итоге взрыв прогремел в туалете 13-го вагона. Террорист погиб, также погибли 5 пассажиров, 14 получили многочисленные травмы.
Самостоятельная электричка
11 ноября 2002 года произошла авария на Балтийском вокзале. Электричка, которая стояла в парке недалеко от вокзала, неожиданно без участия машиниста пришла в движение и вылетела на перрон прямо на стоящих там людей. Расследование показало несколько причин самопроизвольного запуска электрички. Главное из них – неисправность тормозной системы. В результате ЧП на перроне погибли 4 человека, 9 пассажиров получили травмы. Были осуждены на 2 и 3 года машинист электропоезда и слесарь депо.
Теракт на «Невском экспрессе»
Одна из самых известных катастроф на Октябрьской железной дороге случилась 27 ноября 2009 года. В результате подрыва железнодорожного полотна с рельсов сошли три последних вагона скоростного поезда «Невский экспресс». Трагедия произошла на границе Тверской и Новгородской областей. Состав двигался со скоростью 190 км/ч, когда неожиданно с рельсов сошли три последних вагона. Позже на полотне была обнаружена воронка диаметром в 1 метр. Погибли 27 человек, среди которых чиновники высшего ранга, известные бизнесмены и две беременные женщины. 132 человека получили ранения. Позже ответственность за подрыв взяли на себя кавказские экстремисты.