Секс с учеником, пьянство у доски. Почему в Ленобласти распоясались учителя?

В России прошлый год стал годом педагога и наставника. А в Петербурге и Ленобласти участились случаи весьма нездорового поведения учителей на рабочем месте. Одного педагога подозревают в интимной связи с совсем юным учеником, другого — обвинили в съёмке порно с участием собственного ребёнка и его сверстников. Об изменившемся отношении к профессии учителя и о «корне зла» из девяностых spb.aif.ru побеседовал экспертами.

   
   

Пьяный пранк и интимная переписка

Странный случай произошёл на этой неделе в Петербурге в школе олимпийского резерва в Петроградском районе. Неизвестная позвонила на линию доверия, представилась 15-летней воспитанницей по имени Даша, которая занимается гимнастикой, и пригрозила покончить с собой.

Психологи на другом конце провода тут же вызвали на место полицию. Однако прибывшие по указанному адресу силовики не нашли отчаявшейся гимнастки Даши, а руководители учебного заведения только развели руками.

Позвонившей психологам незнакомкой оказалась 24-летняя учительница начальных классов из школы № 100 Калининского района. Выяснилось, что накладывать руки она на себя не собирается. Девушка просто изрядно выпила спиртного и сочинила историю про суицид. Её вычислили по номеру телефона, с которого поступил звонок операторам службы доверия, и задержали на улице в нетрезвом виде. Сейчас полиция выясняет, зачем девушке понадобилось устраивать этот пранк. Решается вопрос о возбуждении дела.

Чуть ранее другую учительницу начальных классов — 25-летнюю Анну из Мурино — обвинили в интимной связи с 11-летним учеником. По версии следствия, четвероклассник из школы в Токсово начал оказывать знаки внимания педагогу: отправлял ей сообщения с признаниями в любви, пошлые шутки. Молодая учительница якобы тоже флиртовала с ребёнком: оставив его после уроков, целовала и гладила в интимных местах.

Мать мальчика узнала обо всём, увидев их переписку в соцсетях, и обратилась в полицию. Прибывшие в школу силовики задержали молодого педагога прямо во время уроков. Сейчас подозреваемая под домашним арестом. Возбуждено уголовное дело. Если вина педагога будет доказана, ей грозит до 20 лет лишения свободы.

   
   

«Свято место пусто не бывает»

Федеральный эксперт, кандидат психологических наук и педагог из Лицея № 111 Ольга Усова в разговоре с spb.aif.ru объяснила, почему педагоги, которые должны прививать с детства лучшие качества, формировать будущее, ведут себя таким образом.

«Ещё лет 20 назад я говорила, что мы столкнёмся с этой проблемой. Ведь нынешние молодые учителя — это дети 90-х годов. В тот период в стране был кризис, катастрофа: старая идеология была только что разрушена, а новую, к сожалению ещё не создали. Свято место пусто не бывает, поэтому на место идеологии пришла вседозволенность», — сказала эксперт.

По её словам, раньше педагоги считались элитой. Это были люди, обладающие авторитетом, высоким уровнем духовных качеств, но сегодня ткой образ учителя сильно исказился: многие воспринимают учителей чаще в негативном ключе. Также этому есть объяснение с точки зрения психологии.

«Многие дети 90-х — невротики, то есть люди, с неудовлетворёнными потребностями в любви, в уважении и во внимании к ним. Это и приводит сегодня к тому, что молодые педагоги ищут способы удовлетворить свои потребности с помощью учеников. Дети ведь находятся в подчинении у педагога. Возникают созависимые отношения. Всплывают такие случаи, как интимная связь учителя с учеником, изготовление порно-роликов с участием малышей и другие случаи парафилии (расстройство сексуального предпочтения — прим.ред). Все эти формы поведения связаны с недолюбленностью в детстве», — сказала Ольга Усова.

Она считает, что в вузах в будущем необходимо ввести более жёсткий отбор для педагогов. Для этого, по мнению психолога, нужно принимать абитуриентов в педагогические институты по вступительным экзаменам.

«Педагогическая деятельность — это влюблённость не в ребёнка, а в свой предмет. Эффективный наставник — этот тот человек, который может привить положительные качества, передать свой опыт. Он никогда не навредит детям», — поделилась Ольга Усова.

По мнению члена Санкт-Петербургской ассоциации социологов Андрея Карпенко, корни проблемы стоит искать в культурном и духовном уровне общества в целом, а не конкретной профессии педагога.

«Сколько мы знаем случаев, когда врачи не выполняют свой профессиональный долг или ведут себя по отношению к пациентам халатно, безнравственно — хамят, нарушают границы? То же касается и полицейских, и спасателей, и чиновников. Но всё это сведетельствует лишь о нравственной болезни социума. Какие фильмы смотрят люди в стране, какую музыку слушают? Нет ли там агрессии, насилия? Почему-то никто не обсуждает эти вопросы по телевизору, на государственном уровне...» — делится эксперт.

По его словам, родители в последнее время всё чаще осуждают учителей, относятся к их профессиональной деятельности предвзято. Вместо этого многим стоит заняться воспитанием детей, следить за собственным развитием и образованностью.

«Можно ли как-то судить об образовательном процессе, если результат его будет проявлен только спустя годы? По-моему нет. Но все при этом борятся за так называемое качество образования, не понимая при этом, какого результата хотят добиться», — рассказал эксперт.