Примерное время чтения: 7 минут
266

Диалог поколений. Какие задачи стоят перед наставником

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Аргументы и факты - Петербург 04/10/2023
Чтобы заинтересовать учеников, нужно самому быть увлечённым своим предметом.
Чтобы заинтересовать учеников, нужно самому быть увлечённым своим предметом. Минпросвещения РФ

«Сегодня педагогика, наставничество это не только искусство, творческий подход, но и современные технологии, опирающиеся на научные открытия», – считает директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, член-корреспондент Российской академии образования Елена Казакова.

Почему «сеятели разумного, вечного» вновь садятся за парту? Как изменится труд наставника? Кто поможет снизить нагрузки? И отчего учитель – счастливая профессия? Об этом профессор рассказала «АиФ».

Не упустить эффективные идеи

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Елена Ивановна, сегодня мы много говорим о наставничестве, а что для вас значит это понятие?

Елена Казакова: Я бы сказала, что это призвание, миссия. Наставника нельзя назначить или включить в штатное расписание. Такой человек сам решает передать свои знания другому, и его, как правило, интересует не только квалификация, но и человеческие качества воспитанника. Ведь наставник – это не тьютор, коуч или ментор. И когда мы говорим о его квалификации, то имеем в виду не только навыки мастера производственного обучения. Этот человек должен научить воспитанника ставить цели, определять способы, как их можно достичь, и получить результат. Сегодня возникает много нестандартных ситуаций, когда решение необходимо принимать в сжатые сроки. Здесь особенно нужен наставник, который не упустит ни одну эффективную идею и создаст инструмент развития.

Мне кажется, когда планировался Год педагога и наставника, авторы концепции хотели значительно расширить круг людей, которые делятся с молодёжью своими опытом и компетентностью. Результаты показывают, что во многом цель достигнута.

– Но как добиться, чтобы мастер вкладывал силы и душу в становление воспитанника? Ведь это не только дополнительная нагрузка, но и альтруизм. Получается, всё, чего достиг на протяжении жизни, надо добровольно передать другому…

– У меня есть гипотеза, что настоящий профессионал на вершине своих достижений испытывает настоятельную потребность учить других, видеть рядом тех, кто продолжит его дело. Примеров немало. Лев Толстой пришёл к выводу, что педагогика и просветительство в России едва не важнее, чем его великие романы. Он открыл школу для крестьянских детей, написал для них «Азбуку», создал собственную педагогическую систему, где главным было – заинтересовать учеников. Выдающимся педагогом стал и блестящий хирург-новатор Николай Пирогов, который считал, что основная задача школы – «воспитать человека». Так что это личный выбор каждого. Одни оставляют наследникам фирмы и банковские счета, а другие передают подрастающему поколению свои знания и опыт.

– Есть крылатая фраза: «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого потом учиться». Насколько она справедлива?

– Ученики всегда идут вперёд, опережая своих наставников. Раз прикоснулись к классикам, можно вспомнить ещё одно знаменитое посвящение: «Победителю-ученику – от побеждённого учителя». Эти слова Жуковский написал Пушкину, когда тот прочитал ему заключительные главы «Руслана и Людмилы». Мы понимаем, как бы ни работал наш мозг, с возрастом он начинает ослабевать, и хочется видеть тех, кто продолжит дело. Я, например, горжусь, что принадлежу к научной школе Зинаиды Ивановны Васильевой. Что училась у Галины Ивановны Щукиной, застала Тамару Константиновну Ахаян и других великих учёных и педагогов. Счастлива, что судьба подарила мне эти встречи, и я до сих пор пользуюсь знаниями, которые мне дали.

Наставник – на вторых ролях?

– Вы говорите о значении наставника, его миссии, но на самом деле такой специалист в школе или училище находится на вторых ролях, а его труд не оплачивается. Как изменить ситуацию?

– Уже в текущем году в системе образования страны должны появиться две новые квалификации: учитель-методист и учитель-наставник. На одной из встреч в министерстве просвещения я напрямую спросила: «Это снова будут таблички для украшения, или последует реальное расширение прав и возможностей? Выделят ли из бюджета средства, в том числе на зарплату?» Все ответы были положительными. Сотрудники министерства подтвердили, что методики и нормативные документы практически готовы, финансирование предоставлено, должность наставника скоро будет закреплена на уровне закона. Что касается высшего образования, то в этой сфере развитие научных школ давно поддерживается. Есть различные гранты и премии, которые помогают их формировать, а Российская академия образования регулярно проводит мониторинг.

– Сегодня перед учителем стоят новые вызовы. Какими качествами должен обладать современный педагог, чтобы быть на высоте?

– Давайте поставим вопрос по-другому: что является признаком профессии? С моей точки зрения, учитель должен постоянно учиться. Потому что если он понимает, как совершаются открытия, проверяются гипотезы, решаются задачи, то сможет объяснить это и своим ученикам. Если же ему неведома радость от чего-то нового, а каждый день видятся только серые будни – он ничего не передаст и воспитанникам. Сейчас мир изменился: все факты, море информации можно спокойно найти в телефоне, легко помещающемся в карман. Повышенные требования предъявляются и педагогам. Эффективен может быть только тот учитель, который открыт всему передовому и интересен своим ученикам. Предлагает оригинальные примеры, просит подтвердить или опровергнуть доказательства. Придумывает задачи, которые заставят молодых людей размышлять, а значит, идти дальше.

– В вашем институте как раз учат учителей. Но что заставляет их садиться за парту?

– Речь о действующих педагогах, людях с высшим образованием. Днём они работают в школе, а вечером, не менее трёх дней в неделю, занимаются по программе магистратуры и после завершения получают диплом. Продолжительность курса – 2 года и 3 месяца. Всё за счёт бюджета. В этом году у нас конкурс – шесть человек на место. Какие причины у математиков, литераторов снова стать студентами? Приходят за новыми идеями, широтой кругозора, чтобы снять рутину. Это серьёзная тема. Не случайно в 2023 году Шнобелевскую премию (пародия на знаменитую Нобелевскую, вручается с 1991 г. за необычные и остроумные исследования, чтобы привлечь к проблемам широкое внимание. – Прим. ред.) в номинации образование присудили «за методичное изучение скуки учителей и учеников». Кажется, смешно, однако на самом деле заставляет задуматься.

Cкучать некогда!

– В школах Петербурга скуки точно нет. Наоборот, создаются условия, чтобы свои способности, стремления могли реализовать и ученики, и их педагоги.

– Согласна, сегодня у нас объективно другая школа, чем ещё 5–7 лет назад. Причём с каждым годом она становится менее бюрократической и более стимулирующей. Если учителю требуется определённое оборудование для кабинета – его приобретут. Есть желание начать интересный проект – предоставят финансирование. Нужно повысить квалификацию – выбирай любые курсы. При этом петербургский учитель сохраняет своё лицо, интеллигентность и прочно встроен в культуру и традиции города.

– Но постоянными остаются и жалобы – на профессиональное выгорание, большие нагрузки, скромные заработки. Разве не так?

– А у врача скорой помощи, шахтёра, геолога нагрузка меньше? Если хорошо работать – высокое напряжение неизбежно в любой сфере. Да, у учителя ненормированный труд, относительно небольшая зарплата. Если интересуют доходы – идут в репетиторство. Ну а нагрузку можно снизить за счёт современных возможностей. Ведь педагогика это не только искусство, творческий подход, но и технологии, опирающиеся на научные открытия.

В нашем институте мы стараемся давать эти знания, есть даже программы подготовки педагогов для школы высоких технологий. Более того. Некоторые компании в связи с бурным распространением искусственного интеллекта уже приглашают учителей для обучения нейросети. Цифровые платформы, например, прекрасно помогают педагогам справляться с проверкой многих типовых заданий. Таким образом освобождается время для индивидуальной работы с ребёнком, собственного профессионального роста.

– Что для вас значит быть учителем?

– Это большая награда. У нас счастливая профессия – не надо искать смысл в жизни. Педагогика занимается сложным, но таким необходимым предметом – счастьем человека и благополучием мира. Причём твой учитель не обязательно должен трудиться в школе. Это может быть тренер в спортзале, машинист на транспорте или мастер на стройке. Надо жить достойно, и к тебе придёт твой учитель.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах