Примерное время чтения: 4 минуты
606

Юморной и знающий. Каким дети видят идеального учителя?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Аргументы и факты - Петербург 04/10/2023

Учёные из СПбГУ выяснили, каким дети хотят видеть своего педагога. Исследователи несколько лет анкетировали учеников 8–11-х классов и узнали, что ценят подростки в своём педагоге.

Пол и возраст неважны

«Согласно полученным результатам, мы можем сказать, что дети ожидают от своего педагога широкого кругозора и понятного объяснения материала, – рассказывает один из авторов исследования, доктор педагогических наук Леонид Илюшин. – Ученикам важно, чтобы педагог аргументировал оценки без лишних эмоций, имел позитивный взгляд на мир и чувство юмора. Причём юмор должен быть добрым, без злой иронии и сарказма».

Ещё один критерий, по которому ученики оценивают своего наставника, – это интерес к предмету, который он преподаёт. Чем больше преподаватель сам увлечён формулами, о которых рассказывает, тем выше уровень доверия учеников.

Исследователи не задавали подросткам вопросы о поле и возрасте идеального учителя.

«Этот вопрос мы считаем некорректным и не стали указывать его в анкете, – говорит Леонид Сергеевич. – Тем не менее, основываясь на других исследованиях, можно сказать, что ни пол, ни возраст значимо не влияют на уровень профессионализма учителя».

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Цифровые конкуренты

Но насколько современные педагоги соответствуют указанным детьми критериям? «В нормативных документах, которые регламентируют работу учителя, нет таких понятий, как уровень чувства юмора, доброты и оптимизма», – говорит Илюшин. Вместе с тем, принимая учителя на работу, директор внимательно смотрит на личностные особенности кандидата, поскольку хороший, успешный учитель это всегда привлекательная личность. Дети хотят учиться у того, с кем им интересно и тепло.

Важная особенность нашего времени состоит в том, что у учителя в глазах школьника сегодня большое число цифровых «конкурентов» за ум, внимание, эмоции ученика. Правда, они лишены возможности вступить с ним в прямое взаимодействие и общение, как ежедневно делает учитель, но это не означает, что они проигрывают живому учителю, что называется, «по умолчанию». Сегодняшнему педагогу приходится больше стараться, чтобы быть для учеников интересной, яркой личностью.

«Портрет «идеального учителя» едва ли изменился за последние десятилетия, – продолжает Леонид Илюшин. – Например, ученики 1970-х годов ожидали от своего педагога того же, что и современные дети. В будущем портрет тоже вряд ли изменится». Именно поэтому мы относим главную педагогическую ценность – веру в ученика – к категории вечных.

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Кстати

По данным НИУ ВШЭ, на 2021/2022 учебный год в России было 39 908 школ и 871 из них – негосударственная (то есть частных школ – всего 2%). Общая укомплектованность педколлективов достигает 96,9%, то есть до полной комплектации не хватает 3,1% учителей. Причём в частных школах нехватка ощущается чуть больше, чем в государственных: 6,3 против 3% соответственно. Из конкретных предметов лучше всего обстоят дела с русским языком и литературой: по ним в государственных школах не хватает лишь 2% учителей, в частных – 5,2%. Хуже всего дела с ОБЖ (в государственных школах не хватает 4,1% учителей по этому предмету, в частных – 14,4%).

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах