Спустя почти две недели после введения санкций импортные продукты стали исчезать с полок петербургских магазинов. Имеющихся запасов хватит ещё примерно на месяц, что будет потом - непонятно до сих пор. Ведь около 80% овощей и фруктов, 40% мяса и 30% молочной продукции в Северную столицу доставляли из-за границы.
Горох - из Кении
Многие интернет-пользователи рапортуют на своих страницах в социальных сетях о страшном ажиотаже в российских магазинах, подтверждая это фотографиями пустых полок. Корреспонденты «АиФ-Петербург» побывали в самых ориентированных на импорт торговых центрах Санкт-Петербурга: сети финских магазинов «Призма», «Стокманн», а также петербургских супермаркетах премиум-класса «Лэнд». Ни покупателей, расхватывающих зарубежную еду, ни пустых полок мы не нашли - везде царит спокойствие. Однако внимательно изучив этикетки товаров, уже сейчас поняли, что может быть в дефиците этой осенью.
Например, в «Стокманне» фактически вся зелень - из Италии (кресс-салат, руккола, рокет и т. п.). Правда, традиционные зелёный лук, укроп, петрушка - из Ленобласти. Ягоды - из Нидерландов, Италии, Португалии, Испании. Однако, вопреки всеобщему заблуждению, всё это под санкции не попало. Из овощей, которые как раз в списке запрещённых продуктов, мы нашли баклажаны из Голландии, хотя рядом лежат точно такие же из Московской области, да ещё и на 10 рублей дешевле. Огурцы и помидоры в большинстве своём из Всеволожского района Ленобласти. Перцы - отечественные, кабачки - из Турции. Но больше всего удивил стручковый зелёный горошек из «разрешённой» Кении (!). Неужели обычный горох в Россию нужно везти из Восточной Африки и потом продавать за 160 рублей 250 граммов, когда даже обычные петербуржцы выращивают его у себя на дачах?
В отделе свежего мяса петербургских супермаркетов фактически царят местные производители: цыплята, кролик, утка, каре ягнёнка - Всеволожск, перепела - Гатчина, свиная вырезка - Белгородская область, индейка - Пензенская, Ростовская области и вновь Всеволожск. Есть говядина из Бразилии.
А вот в отделе готовых мясных деликатесов немало импорта - Италия, Франция, Германия… Та же история и с сырами. Отныне про итальянский пармезан или французский бри придётся забыть и переходить на сыры из Белоруссии и России. А вот в Ленобласти и Санкт-Петербурге сыр в промышленных масштабах не производят.
Охлаждённый норвежский лосось и форель пока ещё есть на прилавках, но скоро не будет. Власти обещают заменить его местной рыбой. Ведь сегодня Россия экспортирует без малого 2 млн тонн водных биоресурсов, а импортирует - 600-700 тыс. тонн.
Дефицита не будет
- Большинству запрещённых к ввозу импортных товаров можно найти альтернативу, - говорит Илья Штром, гендиректор сети супермаркетов «Лэнд». - Наша компания в последние два года взяла курс на тесное сотрудничество с отечественными производителями, которые поставляют овощи, фрукты, зелень, молочную и мясную продукцию. В этом году мы заключили контракты с 14 новыми фермерскими хозяйствами. В перспективе даже рассматриваем возможность выращивания собственного скота. Ранее мы импортировали товары преимущественно из Италии, Испании, Финляндии и Великобритании. Теперь перспективными партнёрами выступят Израиль, Турция, Латинская Америка и Северная Африка. Переговоры уже ведутся.
- Нет никаких оснований ожидать дефицита того или иного товара, - согласен с коллегой Владимир Русанов, представитель «X5 Retail Group N. V.», продуктовой розничной компании, управляющей магазинами «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель» и др. - На протяжении последних лет мы активно расширяем ассортимент отечественной продукции. Кроме того, запрет не касается категорий «напитки» и «бакалея», доля которых в розничном товарообороте, например, сети «Пятёрочка» составляет около 60%. Покупатели, как и ранее, смогут покупать оливковое масло, итальянскую пасту, латвийские шпроты. Запрет к ввозу молока, йогуртов, сыров из Финляндии и Литвы можно компенсировать продукцией российских производителей, в частности, вологодских. Возможно, будет недолгий перерыв в поставках фруктов и овощей в связи с тем, что компания переориентирует закупки на продукцию в РФ и на другие рынки. Уже сейчас к нам поступает много предложений из Краснодарского края, Сербии, Азербайджана. Основным поставщиком мяса является Бразилия. Спрос по птице полностью обеспечивает Россия. Доля красной рыбы из Норвегии в наших магазинах незначительна. Основными поставщиками являются РФ и Китай. Конечно, мы будем зависеть от возможности российских производителей удовлетворить спрос на запрещённый импорт. Положительное влияние окажет хороший урожай 2014 года.
И Россию обеспечим
Александр Дрозденко, губернатор Ленобласти:
- От санкций Ленинградская область определённо выиграет. Наш регион сегодня производит 40% всей сельхозпродукции Северо-Запада. В последнее время мы испытывали проблемы с реализацией ряда продукции, например, свежего молока. Также в регионе вынужденно тормозилось и развитие производства свинины, потому что на рынке была высокая конкуренция с поставщиками из-за рубежа. Это приводило к тому, что сетевые магазины не хотели работать с небольшими местными комбинатами. Что касается яиц и птицы, то здесь Ленобласть - лидер в России и готова не только обеспечить весь Северо-Запад, но даже продавать их за рубеж.
До конца 2014-го хозяйства Ленобласти планируют увеличить объём производства молока на 6-7 тысяч тонн, мяса - на 17-20 тысяч тонн, выращенной в садках рыбы - на 1,5 тысячи тонн. Кроме того, в ближайшее время будет введено в строй два тепличных комплекса для производства овощей в защищённом грунте - в Пикалёво и в Уткиной Заводи.
Уже проигрываем?
Андрей Заостровцев, профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге:
- Лично я считаю, что от этих санкций мы больше проиграем. Местные производители не готовы полностью заместить импорт. Уберите сейчас импортный сыр с прилавков - и вы получите фактически пустые полки. Да и большинство российской продукции сейчас выпускается из зарубежного сырья. У нас даже птицам дают европейские корма.
Нередко в том, что до потребителя не доходят отечественные товары, обвиняют крупные торговые сети, которые «не пускают» местных фермеров к себе. Однако делается это не по злому умыслу, а чисто из экономических соображений. Сетевикам выгоднее покупать продукцию в Евросоюзе, нежели выбирать местные не всегда качественные товары и ненадёжные поставки. А так как наладить местное производство в столь краткие сроки нам не удастся, ставки вновь будут сделаны на импорт - из Белоруссии, стран Латинской Америки, Китая и проч. Особенно выиграет Белоруссия, которая будет производить продукты питания из европейского сырья и продавать их нам под своими марками.
Если говорить о последствиях для самого Евросоюза, то некоторые поставщики, безусловно, сильно пострадают. Например, польские компании, поставлявшие фрукты и овощи в Россию. Но в целом на долю России приходится лишь около 3% всего экспорта товаров из ЕС. В то время как по отдельным видам мы потребляли до 40-50% их продукции.
По другую сторону санкций
28 стран ЕС попросили Брюссель компенсировать их финансовые потери из-за остановки экспорта в Россию. В их числе Польша, Греция, Франция, Италия, Испания и Прибалтийские страны. Очевидно, что помочь всем Еврокомиссия не сможет, ведь её резервный фонд составляет лишь 420 млн евро. При этом эксперты говорят, что только Польша понесла убытки на 500 млн евро, Финляндия - 400 млн евро, а Греция - 250 млн евро.
Корреспондентам «АиФ-Петербург» удалось в неформальной обстановке поговорить с представителями Еврокомиссии, отвечающими за сельскохозяйственный сектор. Как отметили политики, такого шага от России не ожидал никто, и сейчас всю неделю в Брюсселе идут совещания, решается вопрос: как помочь европейским фермерам. Продукция, выпущенная для российского рынка, теперь оказалась не у дел, её пришлось пустить на внутренние рынки по сниженным ценам.
Как выкрутятся рестораны?
- На кухне нашего ресторана мы используем немало импортной продукции, - говорит Франко Бальцано, шеф-повар из Италии, работающий в России. - Говядину нам традиционно поставляют из Бразилии, телятину из Франции, а вот мясо птицы - из России. К сожалению, пока российские производители ни по квалификации, ни по объёму поставок не могут удовлетворить наши запросы на мясо других видов. Овощи мы фактически всегда используем от местных фермеров, фрукты - в том числе из стран ЕС, но им есть
альтернатива.
Проблемы могут быть с сырами, так как их мы заказывали в основном в Италии и Франции.
Безусловно, всегда можно найти выход из ситуации и заменить одни продукты на другие. Но в определённых случаях вкус некоторых блюд сильно пострадает. Всё-таки в десерте тирамису должен быть итальянский сливочный сыр маскарпоне, а салат капрезе делается из итальянской моцареллы, а не её аналогов из Белоруссии. Думаю, многим ресторанам придётся значительно переписать меню.
Что будет с ценами?
В Петербурге после введения запретов на импорт уже выросли цены на красную рыбу, свинину, говядину и куриное мясо. Стоимость креветок и красной рыбы у некоторых поставщиков увеличилась на 20-35%. На городских рынках подорожала свинина и говядина - на 25-35 рублей за кг. Примечательно, что цены подскочили как на мясо из Европы, так и на продукцию из Белоруссии и из городов РФ.
Однако правительство страны обещало не допустить спекуляций и серьёзного роста цен на продукты. Торговые сети уже получили список продуктов, розничные цены на которые будут отслеживаться чиновниками. В списке - 40 категорий, от муки до бананов.
Также Комитет по поддержке предпринимательства и потребительского рынка Петербурга открывает «горячую линию» по борьбе с ценовой спекуляцией. Любой житель Петербурга сможет позвонить по телефону 8(812)384-65-55 и пожаловаться на высокие цены.
Пора вкладываться в отечественного фермера
Юрий Брагинец, президент концерна «Детскосельский», эксперт Северо-Западного правового центра «Человек и закон»:
- Всякий запрет сам по себе плох. Когда связи, налаживающиеся годами, рвутся - страдают обе стороны. Состояние, в которое мы сегодня входим, я бы обозначил как некий кризис, который должен помочь сельскому хозяйству стать сильнее, конкурентоспособнее. Придётся непросто, так как сегодня мы пользуемся западными сельскохозяйственными машинами, механизмами и запчастями. Однако всё это не значит, что мы не можем жить без иностранной продукции. Мы уже нарастили приличные мощности по некоторым видам продовольствия.
Другое дело, как здесь себя поведёт государство. Надеюсь, что это поможет ему переосмыслить своё отношение к агропрому и начать политику обеспечения собственной продовольственной безопасности. В частности, должна полностью поменяться кредитная политика: сегодня мы работаем на банки, а не на продовольствие. У нас дорогие деньги - в отличие от многих других стран. Например, в Китае производителям дают кредиты с минусовыми ставками. То, что мы уничтожали более 20 лет, сегодня придётся возродить. Для этого нужны ресурсы.
Андрей Зайцев, генеральный директор ООО «Мясокомбинат «Всеволожский» (ТМ «САМСОН»):
- Наша группа компаний работает на российском сырье, и его нехватки сегодня мы не чувствуем. Однако запрет на импорт повлёк за собой резкое повышение цен у российских производителей сырья. Это негативно сказывается и на нашей работе и в итоге отразится на потребителях. Очень важно, чтобы правительство РФ обратило внимание на эту проблему и помогло нашим поставщикам удержать минимальные цены на российское мясное сырьё.
В любом случае, мы сохраним качество нашей продукции и будем продолжать работу над развитием ассортимента и повышением производительности труда.
Александр Быков, президент Союза фермеров Ленобласти и Санкт-Петербурга:
- Мясом птицы и яйцом мы уже давно обеспечиваем свой регион сами, если совхозы и фермеры увеличат посевные площади, то мы сможем полностью перейти и на свои овощи. А если будет поставлена задача, то и сыры можем сделать не хуже европейских. На мой взгляд, у продуктового эмбарго есть свои плюсы. Наконец, инвестиции пойдут на развитие отечественного производства. Среди минусов - возможное повышение цен. Ведь за счёт импорта сдерживалась ценовая политика местных производителей. И государство сейчас должно продумать варианты, как это урегулировать. За рубежом сельское хозяйство получает огромные дотации от государства. Благодаря этому их продукция даже с учётом транспортировки дешевле, чем наша. Российские фермеры и рады бы сделать дешевле, но как? Нас душат налоги, энергоресурсы постоянно дорожают… Например, сельскохозяйственной кооперации в Финляндии в этом году уже 100 лет, а у нас она только начинает развиваться. Пора уже начать вкладываться не в зарубежную колбасу, а в отечественного фермера.
Смотрите также:
- Пармезан из Рязани. Импорт нередко замещают фальсификатами →
- Если колбаса… кусается. О любимых сортах придется забыть? →
- Без импорта. Проживём на своих продуктах? →