Но вместе с решением массы проблем, кредиты подчас вызывают и негативные ассоциации у населения. Как выбрать банк, способ кредитования и правильно рассчитать свои силы - на эти и другие вопросы ответили наши эксперты.
Всего 5%... в неделю
- Финансовые организации, кредитующие население, растут, как грибы. Как не попасть в долговую яму, получая кредит? На что надо обратить внимание, кроме процентной ставки?
- При выборе кредитной организации надо быть очень внимательным, - подчеркнул Владимир Джикович, президент Ассоциации банков Северо-Запада. - Сейчас появились кредитные кооперативы, микрофинансовые организации. По нашему законодательству, в принципе, может кредитовать кто угодно. При этом процентная ставка в микрофинансовых организациях, как правило, выше, чем в банках, в десятки, сотни, а иногда и тысячи раз. Все риски «зашиты» туда, так как платежеспособность заёмщиков проверяется недостаточно тщательно. При этом реклама может гласить о ставке всего лишь 5%, только не годовых, а например, в неделю. Банк обязан рассказать клиенту про эффективную процентную ставку, предоставить график платежей ещё до подписания договора, но на все прочие организации эти правила не распространяются. Ряд микрофинансовых организаций и не планирует выдавать кредит. Целью является комиссия за рассмотрение, подготовку документов. В итоге клиенту выставляется заведомо невыполнимое условие, например поручительство двадцати родственников. Есть и другие виды мошенничества. Так что я советую кредитоваться именно в банках, так как они находятся под надзором Банка России. Клиент может всегда отстоять свои права, обратившись в Роспотребнадзор, профильную ассоциацию, суд, - подытожил Владимир Джикович.
Процент ниже - комиссия выше
- Комиссии по кредиту. Возможна ли их отмена или они необходимы?
- Комиссии по кредиту уже давно стали предметом спора между банками и заёмщиками. Банки за счёт разнообразных комиссий хотят компенсировать снижение процентов и минимизировать риски; заёмщики периодически оспаривают такую практику в суде и, в большинстве случаев, добиваются успеха. На наш взгляд, комиссии по потребительскому кредиту могут и должны быть отменены. В Банке «Викинг» с заёмщика не взимается никаких комиссий. В потребительском кредитовании плата за пользование кредитными средствами должна полностью определяться процентной ставкой, которая должна быть чётко прописана в кредитном договоре, отражена в графике платежей по кредиту, а самое главное - разъяснена клиенту, так как заёмщик, не владеющий банковской терминологией и не являющийся финансово грамотным, не всегда понимает полную стоимость кредитного ресурса и не всегда объективно оценивает свои возможности по его погашению. В кредитовании юридических лиц наличие комиссий по кредиту возможно, поскольку это обусловлено рядом экономических и стимулирующих факторов, - консультирует начальник кредитного управления ЗАО «КАБ «Викинг» Марина Некрасова.
Дотянуть до зарплаты
- Краткосрочные кредиты. Кому нужны, чем хороши, в чём минусы (для клиента и для банка)?
- Краткосрочные кредиты нужны как физическим, так и юридическим лицам. Потребность в них возникает чаще всего в тех случаях, когда заёмщик ожидает в скором времени поступления каких-либо доходов, например, выплату зарплаты или поступление платежа по сделке. Такие кредиты выгодны как заёмщикам, получающим возможность воспользоваться заёмными средствами, не дожидаясь поступлений, так и кредитным организациям, имеющим возможность получить доход от размещения средств в «короткие» кредиты, - уверена Марина Некрасова.
Повторение - мать учения
- Указывать все условия получения кредита в договоре теперь обязывает закон. Но обращаете ли вы внимание клиента на возможные комиссии специально или рассчитываете на его финансовую грамотность и внимательность?
- В Банке «Викинг» мы обязательно обращаем внимание потенциального заёмщика на полную стоимость кредита, на денежный поток и его составляющие. Происходит это как в устной беседе, так и путём предоставления информации в письменном виде. Особое внимание заёмщика обращаем, в том числе, и на наличие в кредитном договоре мер ответственности за недобросовестное исполнение принятых на себя обязательств по уплате процентов и возврату долга, - рассказывает Марина Некрасова.
- Обращаем обязательно, просто мы так воспитаны и обучены, - солидарен Сергей Щербаков, руководитель Северо-Западного регионального центра ООО КБ «Агросоюз».
Будьте бдительны
- Кредитные карты, бесспорно, удобны. Но что делать, если карту украли? Кто несёт ответственность за пропавшие средства?
- При утрате кредитной карты необходимо в кратчайшие сроки позвонить в Банк и заблокировать карту. Это обезопасит владельца кредитной карты от несанкционированного снятия наличных денег в банкомате и от несанкционированной оплаты услуг и товаров, иными словами, от потери денег. Степень негативных последствий от потери карты полностью зависит от оперативности действий клиента, - предупреждает начальник кредитного управления ЗАО «КАБ «Викинг» Марина Некрасова.
Свою инструкцию даёт и Сергей Щербаков, руководитель Северо-Западного регионального центра ООО КБ «Агросоюз»:
1. На все карты установите SMS-информирование!
2. Никогда не записывайте PIN-код, тренируйте память!
3. Запишите номер call-центра Банка, как только вы обнаружили, что карта украдена, или вам пришло SMS о проведении операции, а вы её точно не совершали, немедленно позвоните и заблокируйте карту!
4. Обратитесь в свой Банк и напишите заявление.
5. Ответственность за кражу карты несёт преступник.
Рекламная пауза
- Без рекламы в наше время никуда, но многие клиенты банков сталкиваются практически с рекламным терроризмом, когда различные менеджеры банка постоянно звонят по телефону, настойчиво предлагая взять кредит или предложить кого-то, кому кредит может быть необходим сейчас. Считаете ли вы такой рекламный ход корректным?
- Нет, не считаем. Мы против агрессивной, навязчивой рекламы. Получение кредита в Банке должно быть взвешенным решением. Кредит необходимо брать на конкретные цели, а не потому, что тебе его предложили на соблазнительных, на первый взгляд, условиях, - комментирует Марина Некрасова.
- Наш банк в этом участия не принимает, - вторит Сергей Щербаков.
Наталья КОЛОКОЛЬЧИКОВА
Смотрите также:
- Финансовый кризис: взгляд изнутри →
- Пришла беда — открывай кредит! →
- Пришла беда - открывай кредит! →