Что пугает арендаторов?
Открытия «Питерленда» в Петербурге ждали давно, однако сроки возведении объекта, о котором впервые было объявлено в 2002 году, неоднократно переносились – вначале из-за кризиса, потом из-за проблем с кредиторами. В конце 2011 года очередной перенос сроков открытия объекта стал причиной скандала – дело в том, что к тому времени было продано уже несколько тысяч купонов на посещение аквапарка, обладателям которых было обещано скорое открытие, но ждать его, как потом выяснилось, пришлось почти полгода.
Официальное открытие состоялось-таки 15 июня 2012 года. Правда и сейчас, как сообщает ИА «Росбалт» со ссылкой на «Colliers International Санкт-Петербург», в «Питерленде» пустуют около 50% площадей, а также нет якорного арендатора, в роли которого в каждом крупном ТК выступает сетевой ритейлер. Чем же проект, занимающий 6 га побережья Финского залива в самом центре живописного парка 300-летия Петербурга, отпугивает арендаторов?
Проект с административным тылом
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить историю проекта, которая за 10 лет знала немало серьезных потрясений. Хотя надо отметить, что знаковый комплекс с самого начала пользовался покровительством властей. Об этом можно судить, посмотрев на состав владельцев основного застройщика комплекса ЗАО «Стремберг». Как сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на данные ЕГРЮЛ, совладельцы ЗАО «Стремберг» — ООО «Дуглас», которое на 90% принадлежит бывшему председателю комитета по транзитной политики Смольного и действующему советнику губернатора Александру Кожину (он же президент «Стремберга») и на 10% — ЗАО «Империя», владелец которого Сергей Матвиенко, сын петербургского экс-губернатора. Второй владелец - гибралтарская «Лиджорио лимитед», гендиректором которой является Виталий Кожин, сын Александра Кожина.
До поры до времени такой «именитый» состав заинтересованных в проекте лиц обеспечивал проекту хорошие «тылы», однако и он не помог, когда в 2008 году разгорелся кризис, а вместе с ним поубавилось и желание инвесторов тратить миллиарды рублей на проекты, который окупятся не через год-два, а гораздо позже.
Проблемы с финансированием удалось решить за счет открытой в банке «Санкт-Петербург» кредитной линии на 2 млрд. рублей, из которой реально было израсходовано 945 млн. Именно эта сумма – в качестве невозвратного долга – и фигурировала в иске о банкротстве застройщика, который банк подал в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти 16 февраля 2010 года. Как следовало из иска, уже в ноябре 2008 года, всего через несколько месяцев после получения кредита, ЗАО «Стремберг» перестало обслуживать свои обязательства, просрочив платеж по процентам, сообщают «Ведомости».
Опять просрочка
Конфликт удалось уладить в сентябре 2010 года, когда было объявлено о переходе прав требований долговых обязательств с ЗАО «Стремберг» к строительному холдингу «ТОР» - генподрядчику строительства «Питерленда». После этого возводить объект стали более активными темпами, так как генподрядчику было выгодно завершение проекта.
Однако непонятная ситуация с финансированием проекта и угроза банкротства девелопера заставила второго инвестора «Питерленда» компанию «Стройсвязьурал-1», которая с 2007 года вошла в проект на паритетных с «Стрембергом» условиях, выйти из стройки. Владелец «Стройсвязьурал-1», челябинский бизнесмен Артур Никитин летом 2011 года решил продать свою долю «Питерленда» «Стрембергу» за 1,5 млрд. рублей. Стороны ударили по рукам, но покупатель, как сообщает «Росбалт», вновь просрочил платеж.
Пренебрежение своими долговыми обязательствами может стоить «Стрембергу» очень дорого. В случае судебного разбирательства на имущество застройщика может быть наложен арест. К этому стоит добавить еще и удар по имиджу проекта, который, судя по количеству арендаторов в открывшемся комплексе, уже подпорчен.
Смотрите также:
- Крестовские войны. Почему расторгли контракт с генподрядчиком «Зенит-Арены» →
- Что можно - урезать →
- Утомлённые посулами →