Операция «Резидент». Как открыть свой бизнес в Эстонии

В 2014 году Эстонская Рес­публика приступила к созда­нию нового экономическо­го пространства, призвав на помощь компьютерные технологии. Суть проекта в возможности, предоставля­емой любому желающему, гражданином какой страны он ни являлся бы и где бы ни находился, быстро зарегис­трировать новое предпри­ятие в этом прибалтийском государстве.

   
   

О том, как работает меха­низм, и что даёт экономике но­вый подход к привлечению инвестиций, рассказала Виктория ТУУЛАС, генеральный консул Эстонии в Санкт-Петербурге.

Виктория Туулас Фото: АиФ

- Госпожа генеральный консул, что представляет собой проект «Электронный резидент»?

- Благодаря этому проекту мы создали уникальное эконо­мическое пространство, откры­тое всему миру, и я очень горда этим. Дело в том, что эстонцы все делают в режиме онлайн. Информационные технологии для того и существуют, чтобы ускорить и упростить любую процедуру. Мы стремимся к но­лю бюрократии. Нам уже труд­но представить, что надо идти к кому-то на приём, заполнять бумаги. В Эстонии всё реша­ется с помощью электронной подписи. Цифровая подпись, содержащая индивидуальный код, связана с личным доку­ментом - ID-карточкой, заме­няющей эстонцам паспорт. Мы перешли на электронные кар­точки в 2000 году. Чип каждой из них вмещает всю информа­цию о человеке, благодаря чему его легко идентифицировать, в том числе его электронную под­пись, использование которой экономит время. Если гражда­нин хоть раз проголосовал на выборах по Интернету, он уже не пойдёт в следующий раз к из­бирательной урне. И к врачу не пойдёт за рецептом, а получит его в электронном виде благо­даря всё той же личной карто­чке, которую предъявит в апте­ке. Общение с государством, да и вся социальная жизнь теперь ведутся в режиме онлайн, что исключает бюрократические проволочки.

- На этом рациональном под­ходе и построено новое экономи­ческое пространство?

- Мы хотим сделать нашу бизнес-среду открытой для привлечения инвесторов. Поэ­тому разработали ID-карточки и для тех, кто хочет создать бизнес в Эстонии из-за рубежа. Это ключ к нашему экономическо­му пространству. Наличие кар­точки электронного резидента не означает автоматическое получение гражданства, не даёт права пересечения границы. У неё другие преимущества. На­ходясь, например, в Таиланде, человек может основать своё дело в Эстонии по Интернету, учредить компанию, открыть счёт, даже нанять сотрудников. Карточку электронного рези­дента можно запросить через Интернет и получить в любом представительстве Эстонии.

Чем бумага безопаснее?

- Сколько времени потребу­ется для открытия счёта в Эс­тонии после получения карточки электронного резидента?

   
   

- Это займёт 18-20 минут. Ре­шение о создании юридичес­кого лица подтверждает суд. Он рассматривает, можно ли вообще в нашей стране зани­маться указанным в ходатайстве бизнесом. Решением суда новая компания вносится в нацио­нальный регистр предпринима­телей. Это означает, что новый электронный резидент может вести дела в Эстонии, где бы он ни находился. Когда в прошлом году я презентовала здесь этот проект, то сказала, что далека от утверждения, что всё гото­во. Эстонским государством были созданы общие рамки и легальная площадка, где гло­бальный бизнес может полу­чить соответствующие услуги. На сегодняшний день готово шесть таких продуктов. Напри­мер, один из них - возможность организации собрания акцио­неров и подписания протокола в режиме онлайн, для этого им теперь даже не надо собираться. Сейчас эту функцию апробиру­ют в балтийских странах. Наде­емся, в следующем году будет больше услуг.

- Наверняка есть скептики, считающие электронное про­странство ненадёжным для хранения информации?

- Десять лет назад, когда мы только создавали эту систему, действительно было много та­ких. И сейчас в Петербурге, когда встречаюсь с людьми и рассказываю о проекте, мне говорят: как можно верить то­му, что видишь в Интернете? Всё-таки на бумаге с печатью и подписью надёжнее... Но чем бумага безопаснее? Я отвечаю, что техника сейчас на таком уровне, что можно подделать любой документ. И эту под­делку всё труднее отличить.

- Сколько выдано карточек электронного резидента?

- К началу года было восемь тысяч ходатайствующих и тех, кто уже получил карточку, - все­го из 119 государств. Интерес к проекту оказался неожиданно широким и проявился сразу. Создано более 200 новых ком­паний. Как появляются новые собственники кар­точек, можно опять же отследить по Ин­тернету. Мы стре­мимся к быстрому и прозрачному дело­производству.

- Кто чаще обра­щается с ходатай­ством?

- Я рада, что са­мыми активными оказались ближай­шие соседи: финны и россияне. Потом - американцы, итальянцы, ук­раинцы. Из российских регио­нов на первом месте Москва и Санкт-Петербург.

Персональный код

- А как быть с бюрократи­ческим мышлением, мешаю­щим брать ответственность за принятие решения, даже если достаточно всего лишь «клик­нуть» мышкой? Суды, например, перегружены?

- Не сказала бы. Первона­чально эта система была разра­ботана для эстонцев, открыва­ющих свой бизнес. Они тоже проходят судебную проверку прежде, чем получают такую возможность. Двадцать минут на создание компании - эта практика закрепилась у нас уже давно и даёт свои плоды.

- Получается, что с реализа­цией проекта консульству при­бавилось работы?

- Я рада, что выдавать кар­точку электронного резидента даже удобнее, чем эстонский «паспорт». Генеральное кон­сульство предоставляет более тридцати видов услуг, мы ра ботаем в программе Consul, которая связана с националь­ным регистром. Самая для нас приятная работа - регистрация новорождённого. Мы говорим: «Опять появился новый гражда­нин». Создаём в национальном регистре его персональный код. С ним эстонец рождается, с ним и уходит из жизни. В России, по-моему, тоже собираются вводить эту систему, позволя­ющую не носить по кабинетам кучу бумаг, а пользоваться еди­ным электронным документом, где собрана вся информация о человеке.

- Как восприняли эти новации граждане - все ли хотели, чтобы их «оцифровали» и внесли в какие-то регистры?

- Не помню, чтобы это кого-то возмущало. Эстонский на­циональный регистр создавался ещё на перфокартах в 1991 году. С глубоким уважением отно­шусь к тем людям, которые за­нимались этим, и у которых не было ничего, кроме идеи и эн­тузиазма. Все документы были на бумагах в архивах.

«Тысяча эстонцев»

- Изменилось ли количество выдаваемых виз? В какую сто­рону?

- Есть тенденция к сниже­нию. Если принять во внимание статистику по всем представи­тельствам, то спад небольшой - всего 18%. По моим прогнозам с 1 авгус­та начнётся подъём, потому что обратятся те, у кого закончится действие трёхлетних виз.

- Сейчас много по­средников, предлагаю­щих услуги по оформ­лению виз.

- Я призываю не обращаться к пос­редникам. Визу в Эстонию можно оформить быстро и просто через визовые центры на Чка-ловском и Невском проспектах, это надёжно, безопасно и помо­жет избежать недоразумений. Например, был случай, когда аннулировали визу при пере­сечении границы, потому что в компьютерной базе, по данным турфирмы, значилось, что у че­ловека оплачен ваучер в отеле, а сам он сообщил, что едет в гости на день рождения.

- Мы к вам в гости ездим ча­ще, чем вы к нам.

- В конце мая в Санкт-Пе­тербурге пройдут дни эстонс­кого кино, а в марте намечаем день уезда Ида-Вирумаа. В ию­не предполагаем осуществить грандиозный проект под на­званием «Тысяча эстонцев». Группа моих соотечественни­ков, возглавляемая «главным эстонским дипломатом» Анне Вески, собирается посетить Се­верную столицу с 9 по 12 июня. Такой гала-вечер соберёт вмес­те эстонцев и их друзей петер­буржцев. Хочется, чтобы эстон­цы вновь открыли для себя этот великий метрополис.

Смотрите также: