Многие туристы, предпочитающие морские путешествия, выбирают именно те маршруты, в которые включено посещение Северной столицы России. В этом году навигация прошла особенно успешно для пассажирского порта «Морской фасад». Об её итогах и перспективах развития, о том, что нужно сделать, чтобы порт был не только транзитным, рассказал генеральный директор акционерного общества «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Вадим Каширин.
Рекорд
- Что показала летняя навигация?
- Пассажирская навигация 2017 года, завершившаяся 17 октября заходом круизного судна AIDAvita компании Carnival Corporation, стала рекордной за всю историю работы порта, начиная с 2008 года. В этом году порт принял 247 круизных лайнеров и два парома, на борту которых прибыли 562 тысячи 682 пассажира. Пассажиропоток круизных линий и количество судозаходов увеличились по сравнению с 2016 годом на 23% и 19% соответственно. 8 июня «Морской фасад» принял одновременно 17 тысяч 911 пассажиров, что также является рекордом, поскольку пропускная способность составляет 18 тысяч человек в день. То есть в этот день мы фактически достигли предела наших возможностей. В будущем году ожидаем новых рекордов. Прогнозируется дальнейший рост судозаходов - их будет 263, что на 8% больше, чем в этом году, и прибытие около шестисот тысяч пассажиров, что увеличивает пассажиропоток на 6% по сравнению с 2017 годом.
- Позволяет ли инфраструктура объекта справляться с такими нагрузками?
- Современная инфраструктура нашего порта не просто сопоставима с лучшими зарубежными образцами, она превосходит их технические возможности. У нас семь причалов и четыре морских вокзала. Продуманные условия навигации и параметры подходного канала обеспечивают быстрый и безопасный заход судов в акваторию порта и их швартовку. Всего за десять минут после швартовки судно подключается к береговым сетям. Порт располагает собственной станцией по доочистке воды, которой бункеруются суда. Причалы оборудованы всем необходимым для обеспечения судов береговым электропитанием. Услуги, оказываемые нашей компанией, соответствуют требованиям системы экологического менеджмента по стандартам ISO 14001:2004, что ежегодно подтверждается независимым классификационным сообществом Det Norske Veritas. «Морской фасад» регулярно занимает лидирующие места в рейтингах качества услуг от ведущих ассоциаций в сфере круизного бизнеса, таких, как Cruise lines international association и Cruise Europe.
Транзит
- Насколько удобно организовано обслуживание пассажиров?
- Мощности порта с пропускной способностью более двух миллионов пассажиров в год создают максимально комфортные для них условия. Закрытые галереи для посадки и высадки позволяют, не покидая здания, перемещаться на борт судна и обратно, при этом используются современные технологии прохождения необходимых процедур. Например, на пересечение границы тратится минимум времени. В зданиях морских вокзалов 116 кабин для паспортного контроля, поэтому в среднем на эту процедуру уходит не более 40 секунд. На каждом вокзале предоставлены все необходимые услуги для путешествующих: кафе, почтовые отделения, магазины duty free на причале, информационные стойки и стойки заказа такси, банкоматы, автоматы по продаже напитков и еды.
- Санкт-Петербург - одно из самых востребованных направлений, однако порт по-прежнему остаётся только транзитным. Можно ли изменить ситуацию?
- Действительно, наш город входит в топ-15 популярных направлений мира 2017 года по версии Trip Advisor. В 2015-2016 годах Санкт-Петербург был назван лучшим круизным направлением Европы. По статистике, более 70% путешественников выбирают балтийский круиз в том случае, если в маршрут включен Санкт-Петербург. При этом порт функционирует только в качестве транзитного. Это означает, что пассажирские лайнеры заходят в Петербург на несколько суток в рамках круиза по Балтийскому региону. Да, любой желающий может присоединиться к путешествию именно в Петербурге, и в этом году более 13 тысяч пассажиров начали или закончили свой круиз в Северной столице. Но наша задача - сделать порт начальным пунктом отправления в круиз и пунктом его завершения. Для этого уже немало предпринято. Согласно законодательству, иностранные туристы, прибывшие на борту морского пассажирского судна, могут находиться на территории РФ без визы в течение 72 часов, будучи в составе организованной группы. Следующий шаг - установление 72-часового безвизового режима для туристов, прибывающих в город на воздушных судах. Ведь большинство морских путешественников не являются нашими гражданами. Эта инициатива, направленная на повышение туристической привлекательности Северной столицы, поддержана губернатором Санкт-Петербурга и направлена на рассмотрение президенту России.
Единый оператор
- «Пассажирский порт Санкт-Петербург» стал основным терминалом для приёма круизных судов, приходящих в город на Неве. Какие ещё рассматриваются проекты развития, кроме решения вопроса о визовых льготах?
- Да, на наш порт приходится более 75% заходов всех круизных судов и более 95% пассажиров, прибывающих в Петербург морским путём. К нам заходят суда самого разного класса - от небольших люксовых до огромных лайнеров, вмещающих более четырёх тысяч пассажиров. Что касается паромных операторов, то единственным, работающим в Петербурге, является Moby SPL (бывший St. Peter Line). В связи с реорганизацией этой компании в регионе осталось одно судно - «Принцесса Анастасия». Поэтому порт совместно с администрацией города рассматривает возможность создания региональной пассажирской судоходной компании, что позволит повысить популярность Санкт-Петербурга как мировой туристической дестинации, а также обеспечит круглогодичную загрузку порта.
- Готов ли порт в дополнение к уже имеющейся загрузке принять суда новой компании?
- Мы заключили договор на проектирование выносных палов у причала № 7, чтобы увеличить длину причального фронта. Появится возможность одновременной постановки двух судов длиной 333 метра у причалов № 6 и № 7. Начало строительства выносных палов запланировано на будущий год.
- Какая роль отводится в развитии пассажирского судоходства Морскому вокзалу?
- Сейчас совместными усилиями администрации города и нашей компании разрабатывается стратегия создания в Петербурге Центра международного круизного туризма. Главным элементом проекта станет «Морской фасад». Перспектива расширения деятельности компании включает передачу под её управление Морского вокзала Санкт-Петербурга, где швартуются паромные суда. Это позволит оптимизировать управление за счёт создания единого оператора.
На льду и на воде
- За последнее время «Морской фасад» стал одной из точек притяжения для петербуржцев благодаря интересным событиям, происходящим на его территории. Почему это важно?
- Помимо основной задачи мы занимаемся многочисленными образовательными и спортивными проектами. В 2017 году территория порта стала площадкой для проведения спортивного праздника «Морская миля», международной яхтенной регаты, фестиваля гребли на реке Смоленка. В этом же году в порту прошла ежегодная встреча Клуба знаменитых чемпионов и церемония посвящения в студенты Университета имени адмирала Макарова. Именно у нашего причала отметил своё тридцатилетие легендарный учебный парусник «Мир». Впервые состоялся на территории пассажирского порта Санкт-Петербург Международный спортивный форум Sport Leaders Global Forum, объединивший мировых лидеров бизнеса и спорта для обсуждения проблем развития спортивной отрасли и налаживания взаимовыгодных деловых связей. В этом году наша компания совместно с комитетом по развитию туризма опять планирует провести новогоднюю ярмарку на территории «Морского фасада». В прошлом году она прошла успешно - петербуржцы катались с высокой горки, соревновались в заездах на вездеходах. Для нас действительно важно, чтобы горожане воспринимали порт как неотъемлемую часть городской жизни, где их ждут не только круизные лайнеры, но и интересные развлечения в любое время года.
Смотрите также:
- МегаФон и финский оператор Cinia Oy объявляют о создании консорциума →
- Смена статуса. «Морской фасад» расширяет сферу деятельности →
- «Морской фасад» повернулся нерентабельной стороной →