На фоне проходящих в разных регионах страны акций протеста дальнобойщиков забастовка докеров петербургского морского порта не вызвала сколь-нибудь значительного общественного резонанса. Между тем, этот локальный, на первый взгляд, конфликт грозит экономическими и политическими последствиями, в сравнении с которыми выступления перевозчиков покажутся милой шалостью.
По данным городских СМИ, инициировал забастовку в Санкт-Петербурге руководитель портовой ячейки Российского профсоюза докеров Анзор Ломтадзе. Поводом стал новый коллективный договор докеров с работодателями. Ломтадзе усмотрел в нем ущемление роли Российского профсоюза докеров, то есть себя лично и своих коллег – профессиональных борцов за социальную справедливость. Поняв, что рабочие успешнее договариваются с администрацией без его посредничества, а это подтвердил переход на сдельный метод оплаты труда, сделавший зарплаты докеров самыми высокими в Санкт-Петербурге, он бросил все силы на восстановление своего влияния.
Что же в таком случае движет инициатором забастовки? Только ли личные амбиции и желание набрать очки в конкуренции с другими профсоюзами, объединяющими питерских портовиков?
Чтобы ответить на этот вопрос надо разобраться, что из себя представляет Российский профсоюз докеров. Российские профсоюзы давно заслужили нелицеприятные определения «сервильные» и «ручные». Однако, как и в Америке 50-х, профсоюзное движение стало удобным механизмом рейдерства, шантажа и вымогательства со стороны боссов рабочего движения, которые давно забыли, как держать в руках отвертку. И международный опыт тут внедряется полным ходом.
Российский профсоюз докеров и ещё несколько российских профсоюзных объединений входят в Международную федерацию транспортных рабочих (МФТ или ITF-англ.). По оценке одного из ведущих экспертов отрасли, главного редактора «Морского бюллетеня» Михаила Войтенко «под благопристойной вывеской скрывается глобальная рэкетирская сеть, которая через свои региональные отделения собирает дань с моряков и судовладельцев». Счет идет на сотни миллионов долларов. Например, отечественная судоходная компания Совкомфлот, по данным Войтенко, ежемесячно платит «борцам за права человека труда» 300 000 долларов – около 1900 с каждого судна. Причем более 600 долларов – то есть, почти треть суммы поборов - идет прямиком в Лондон в штаб-квартиру ITF.
Вот что пишет в своём исследовании об ITF Михаил Войтенко: «Согласно коллективному договору ITF, у судовладельца 12 обязанностей. Он отвечает за все. И платит тоже за все. У профсоюза 2 (две) обязанности, обе не имеют к защите моряков никакого отношения. Согласно первой, он обязуется выдавать судну, покрытому договором, «зеленый сертификат», согласно второй он обязуется переводить часть получаемых от судовладельца денег в счет Welfare Fund. Вопрос к плавсоставу – многие ли из вас знают про Welfare Fund? Зачем он существует и чем он помогает морякам? Судовладелец рискует постоянно, ежечасно и ежеминутно – людьми, судами, капиталами, репутацией – всем. Плавсостав рискует понятно как, он рискует спецификой своей нелегкой работы. И только профсоюзы ни от чего не зависят, ничем не рискуют и ничего не боятся… Т.н. Черный Список, с которым так яростно борются ITF и МОТ (Международная организация труда), это на самом деле, институт производственных характеристик. Запретив производственные характеристики, профсоюзы заставляют владельца принимать на работу неведомо кого, ставя под угрозу суда и экипажи. Деятельность ITF прямо и открыто способствует выдавливанию качественных профессионалов в пользу дешевой и малограмотной рабочей силы из стран третьего мира. РПСМ полностью подконтролен руководству МФТ, то есть Лондону…
Политика ITF при тщательном ее рассмотрении производит впечатление умышленного разрушения существующей кадровой системы. ITF делает это для того, чтобы заменить неподвластную ей рыночную систему кадров плавсостава системой, базирующейся на кадрах из стран третьего мира. Это будет система, которую ITF и МОТ смогут контролировать. ITF стала серьезнейшей угрозой мировому судоходству…, уничтожая самое главное достояние отрасли - квалифицированные и ответственные кадры плавсостава, прямо нарушая законы принуждением судовладельцев к подписанию договоров МФТ, а моряков к членству в МФТ, используя Конвенцию MLC 2006 как инструмент насилия; порождая новые источники коррупции и преступлений посредством Конвенции MLC 2006, особенно в странах третьего мира; делая из рынка плавсостава некую контролируемую структуру, некий механизм, управляемый хозяевами из Лондона и Нью-Йорка. ITF и ее «интернациональное братство профсоюзов» - это враг, которого необходимо уничтожить. Или хотя бы подорвать ее могущество настолько, чтобы она не смогла управлять судьбами миллионов людей». (полностью тут)
Наличие некоего давления на бизнес судовладельцев со стороны ITF подтверждается рядом факторов. Так в марте 2014 года Северо-Западное пароходство столкнулось с проблемами в европейских портах, оказавшись в центре скандальных разбирательств. Сначала инспекторы ITF нагрянули на борт судна «Братислава» в Гдыне, потом в бельгийском Генте десантировались на «Лазурит». Наконец, финские докеры отказались обслуживать суда компании по соображениям классовой солидарности, поскольку посчитали, что их российские коллеги трудятся в рабских условиях. Предъявить основания для подобных обвинений в организации не смогли.
Подоплека этих акций была очевидна: во всех случаях выдвигалось обвинение в том, что у судов Северо-Западного пароходства отсутствует коллективный договор с ITF или с аффилированным с ITF российским «аналогом» - Российским профсоюзом моряков - РПСМ. Но его и не могло быть, поскольку интересы плавсостава СЗП представлены российским Профсоюзом работников водного транспорта (ПРВТ). Однако этот профсоюз не подчиняется Лондону. ITF же предлагает решать проблемы тем, кто перейдет под его зону влияния.
Суть подобного влияния очевидна. Еще один любопытный факт приводит все тот же Михаил Войтенко в своем блоге на «Эхе Москвы» Михаил Войтенко. Российские профсоюзы, находящиесяпод контролем международной организации вдруг начали защищать сенегальских рыбаков и запрещать российским экипажам работать в Сенегале. Казалось бы, российские профсоюзы должны беспокоиться о российских трудящихся и их семьях.
Между тем, недавно в Калининграде начался информационный «наезд» на компании, ведущие промысел у берегов Африки. Якобы, они должны были использовать труд местных, а не российских рыбаков. Многие эксперты сошлись во мнении: таким образом ITF планирует перераспределить рыбные ресурсы и «передать» их от российских моряков другому заказчику.
И это не первый случай, когда ITF использует различные методы воздействия против российских компаний.
В марте 2015 года российское судно «Petr Anokhin»было арестовано в порту Висмар в результате расширенной инспекционной проверки государственного портового контроля. Согласно результатам инспекции, причинами для задержания послужили условия труда российских моряков, не соответствующие Сводной конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (MLC).
Тут же германский филиал ITF обратился к руководству Хатангского морского торгового порта, владеющему арестованным судном, с требованием связаться с представителями РПСМ или ITF в России для проведения переговоров по заключению коллективного договора, одобренного ITF. После данной «сделки» судно обещали «отпустить».
Как известно, председатель Российского профсоюза докеров Василий Козаренко является активным членом ITF, регулярно принимает участие в профильных съездах и семинарах, постоянно «повышает квалификацию».
Для ITF, собирающей сотни миллионов долларов по всему миру с работодателей и членов профсоюза, обучение лидеров профсоюзных движений - вовсе не проблема. Такая влиятельная организация может к тому же направлять денежные средства на поддержку бастующих, «подкидывать топливо» в самые острые конфликты.
Читателю не лишним будет знать, что ITF официально сотрудничает с Американским центром международной трудовой солидарности, который получает финансирование от государственных структур США, в частности от нелюбимого многим Госдепа. Так, например, накануне событий Майдана центр получил 540 тыс долларов на просветительскую работу в рядах украинских профсоюзов. Теперь очевидно, что средства были потрачены не зря.
Не исключено, что за счет этих факторов, забастовка в питерском порту стала объектом пристального внимания и политиков. Вслед за поддержавшими Российский профсоюзом докеровкоммунистами и активистами левых сил, поспешили единороссы - депутат Госдумы Сергей Вострецов и депутат петербургского ЗакСа Евгений Марченко. Весьма, надо сказать, инициативные парламентарии. Последний на днях отметился обращением к директору ФСБ Бортникову с предложением повсеместно отменить новогодние мероприятия по причине террористической угрозы. А недавно пара Вострецов-Марченко засветилась на митинге обманутых дольщиков у Финляндского вокзала. Разумеется, профессиональные радетели интересов простого человека не могли оставить без внимания конфликт в морском порту.
Примечательно, что и Вострецов, и Марченко, и Ломтадзе, и председатель Российского профсоюза докеров Василий Козаренко в один голос говорят о недопустимости перевода экономических споров в политическую плоскость. Что ж, можно только порадоваться столь дружному проявлению гражданской ответственности.
Как стало известно, председатель РПД Козаренко в ноябре слетал на берега Темзы - отчитаться о ходе забастовки в Санкт-Петербурге. Лондонское руководство, разумеется, выступление докеров одобрило, подчеркнув, что ITF «осознает важность и значимость этой борьбы за обеспечение достойных условий труда не только для докеров Санкт-Петербурга, но и других портов страны». Из этого высказывания следует, что сегодня в Северной столице «обкатывается» сценарий для всей России. И потенциально дело может не ограничиться одними портами.
Не случайно, наряду с пикетами в поддержку докеров профсоюзные функционеры организовали в Санкт-Петербурге специальный круглый стол, в рамках которого обсуждались солидарные действия с участием, в том числе и представителей летного состава и наземных служб аэропорта «Пулково».
Для справки: в ITF входят и Федеральный профсоюз авиадиспетчеров России, и Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей, и Общероссийский профсоюз работников связи.
Так что лондонской штаб-квартире не составит труда в нужный момент полностью парализовать инфраструктуру страны, объявив очередную «итальянскую забастовку». Или, по крайней мере, серьезно ослабить ее эффективность работы транспортных узлов страны. И для этого совершенно не потребуется выходить за рамки экономических требований.
Похоже, что, пока российская власть рисовала себе образ внутреннего врага в лице «зловредных» НКО и вела непримиримую борьбу с либеральными пустозвонами, она проглядела реальную угрозу и реального противника, опытного, организованного и мобилизованного.
С использованием материалов информационно-аналитического агентства «ФК-Новости».
Смотрите также:
- Эффектность или эффективность? НКО показывают болячки общества →
- Более 500 человек собирается уволить Ford во Всеволожске →
- Когда бизнес берут на абордаж →