
Эшелоны со станками
Государственный комитет обороны стал заниматься эвакуацией промышленности уже на третий день Великой Отечественной. Однако из-за неразберихи и несогласованности, характерных для первых месяцев войны, к реальной работе в Ленинграде приступили только осенью. Началась сложнейшая техническая операция, требующая в условиях военного времени небывалой организации, концентрации всех сил.
Немцы наступали, в сентябре они подошли совсем близко и заняли Красное Село. До Кировского завода – рукой подать. Поэтому требовалось всё сделать быстро и в то же время не привлечь внимания врага. Для этого, в том числе, запустили газетную кампанию с описанием трудовых достижений. «Больше вооружения защитникам Ленинграда», «Конвейер работает на больших скоростях», регулярно сообщала «Ленинградская правда». А в это время на платформах крепилось оборудование, готовились к переезду мастера, упаковывались чертежи и документация.
В итоге из Ленинграда в Челябинск отправились несколько эшелонов со станками и всем необходимым для запуска производства. Также приехали свыше 15 тысяч рабочих вместе с семьями. «Важно, что представители, прежде всего, Кировского завода были совершенно иной квалификации, с совершенно иными культурными представлениями. Они значительно подняли планку, которая была у местных предприятий и у местных рабочих, – отмечал старший научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН Никита Мельников. – Были созданы очень крепкие коллективы, которые трудились на благо Отечества».
«Легенда 34»
Производство танков решили развернуть на базе мощностей Челябинского тракторного. Для этого помимо Кировского туда перевели Харьковский мотостроительный и другие заводы – восемь флагманских предприятий со всей страны. В результате был создан огромный «кластер» по производству танков, впоследствии знаменитый «Танкоград». Главным в этой связке стал завод из Ленинграда, что подтверждает даже смена названия. 6 октября 1941 года Челябинский тракторный переименовали в Кировский завод Наркомата танковой промышленности, и он оставался таким до конца войны.
Работа шла на грани человеческих возможностей. Сегодня это кажется нереальным, но первый танк Т-34 вышел из цехов всего через 33 дня, а спустя короткое время началась его серийная сборка.
«Танк Т-34 стал самым лучшим и массовым средним танком Великой Отечественной, – рассказал реконструктор, моделист Михаил Дмитриев. – Советским оружейникам, во главе с Михаилом Кошкиным, удалось воплотить в нём оптимальное соотношение мощности и массы, что обеспечило удивительную проходимость, манёвренность и живучесть».
С Т-34 уральского выпуска связаны многие знаковые страницы Великой Отечественной. Так, именно «челябинские тридцатьчетвёрки» 26 января 1943 года под Сталинградом разорвали надвое немецкую группировку. Смели оборону армии Паулюса и положили начало её разгрому. С августа по декабрь 1942 года Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) выпустил 1055 таких машин, после чего приступил к производству самоходно-артиллерийских установок и тяжёлых танков КВ и ИС – «Клим Ворошилов» и «Иосиф Сталин». Эти машины, отличавшиеся мощными пушками и крепкой бронёй, наводили ужас на фашистов. Кстати, их выпуск тоже освоили ударными темпами – в 50-дневный срок.
«Король танков»
При этом обладал взрывным характером и мог к виску провинившегося приставить пистолет. Сталин хорошо его знал, ценил, и когда однажды недоброжелатели доложили о неоднозначном поступке директора ЧКЗ, заметил: «Вы забываете ещё один недостаток Зальцмана: он умеет делать танки!» Всего за годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин – пятая часть от всех выпущенных в стране.
Казалось бы, такой трудовой подвиг должен быть по достоинству отмечен. Зальцману присвоили звание Героя Социалистического Труда, а в 1949-м… уволили с формулировкой «не справился с работой». Легендарный директор стал простым сменным мастером в маленьком Муроме, на заводе запчастей. Жил с семьёй в тесной комнате на первом этаже старого дома. Только в 1955-м ему удалось восстановиться в партии, а потом вернуться в Ленинград. Он каждый год ждал, что его пригласят и в Челябинск, в «Танкоград», но так и не дождался.
Ни на день не прекращала работу и часть трудового коллектива, оставшаяся в Ленинграде. Здесь выпускали боеприпасы, мины, пушки, оборудование для электростанций, восстанавливали получившую пробоины бронетехнику. Фронт проходил в 3-4 километрах, так что отремонтированные машины прямо из цеха шли на передовую. В течение 1942 г. только моторным цехом были отремонтированы 157 моторов для танков «КВ», что полностью обеспечило все заказы для бронетанковых сил Ленинградского фронта. Причём работа шла в тяжелейших условиях вражеской осады, без света, на голодном пайке, в неотапливаемых цехах. За годы блокады 2500 сотрудников умерли от голода, около 150 человек погибли при бомбёжках. Сегодня подвиг кировцев увековечен, а недалеко от завода на вечной стоянке застыл танк-победитель.
12 вопросов о судьбе Ленинграда в годы войны, его значении в достижении Великой Победы
Уважаемые читатели! В выпуске «АиФ» № 5 мы опубликовали первый вопрос нового просветительского проекта, который «АиФ» проводит совместно с Президентской библиотекой. Он посвящён судьбе города в годы войны, роли Ленинграда в достижении Великой Победы.
1-й вопрос: «В годы блокады для дезинформации противника проводились специальные газетные кампании. Одна из них развернулась осенью-зимой 1941-го. На страницах периодических изданий широко рассказывалось о трудовых успехах Кировского завода. Для чего это было сделано?»
Ответ: «На самом деле частые статьи и снимки в газетах должны были скрыть от глаз противника важную военную и техническую операцию – подготовку к эвакуации Кировского завода на Урал. И это удалось. Уже в октябре 1941 года Челябинский тракторный завод был переименован в Кировский, а затем вошёл в состав крупного танкостроительного комбината, известного как «Танкоград». Там и развернулось массовое производство тяжёлых танков, которые затем назвали «танками Победы».
Мы продолжаем просветительский проект. Второй вопрос:
«Осенью 1941 года жители города и всей страны жадно ловили сводки о положении советских войск на этом стратегически важном направлении. О большой тревоге ленинградцев говорится и в дневнике 16-летнего Игоря Малахова, который доступен читателям на портале Президентской библиотеки. «Настали жуткие дни. Со дня на день ждали падения <…>. Эти дни запомнятся мне навсегда. Я не понимал серьёзности положения, смеялся над теми, кто говорил о возможности падения <…>, – записал юноша в дневнике 10–15 октября».
Что изменило ситуацию? Когда Красная армия перешла в контрнаступление и нанесла вооружённым силам Германии первое крупное поражение с начала Второй мировой войны? О каких событиях Великой Отечественной войны говорит Игорь Малахов?