Элла Полякова: «Мы не знаем своих прав»

   
   

Продолжается осенний призыв. Он стартовал в необычных для нашей армии условиях. Родным разрешили сопровождать срочников в часть, а самим солдатам - пользоваться мобильными телефонами. Войска даже одели в новую форму от Юдашкина, сделали сытнее обеды, заговорили о пятидневной рабочей неделе с двумя выходными.

"АиФ-Петербург": - Так что же, тяжёлые проблемы, связанные со службой, уходят на второй план?

- К сожалению, нет, - говорит председатель региональной общественной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова. - Недавно правозащитники направили президенту Медведеву открытое письмо о «беспрецедентных масштабах нарушений законодательства в военной службе и прав граждан во время призывных кампаний 2009-2010 годов». Самое опасное - завышение категории годности, призыв больных и даже инвалидов. Попадают и туберкулёзные, с гепатитом, создавая угрозу для здоровья других.

Билет с доставкой на дом

 "АиФ-Петербург": -Сегодня многие родители начинают собирать справки о здоровье сына едва ли не с рождения. А к встрече с военкоматом готовятся с Конституцией в руках.

- Молодцы! При постановке на воинский учёт, при спорных вопросах, такая база очень пригодится. Недавно наша организация защищала инвалида детства Артёма Никонорова. Парня, передвигающегося только с тростью, не способного подняться без посторонней помощи даже на второй этаж, призывают в армию. Своё право не служить Артёму приходится доказывать в суде. При этом все документы, подтверждающие заболевание, у него есть.

 "АиФ-Петербург": - В сентябре вы встречались с министром обороны России. Знает ли господин Сердюков о многочисленных нарушениях, которые происходят в армии?

   
   

- Он знает многое, но не всё. Встреча проходила в закрытом режиме в Доме офицеров, перед совещанием высшего командования. Присутствовали всего восемь представителей общественных организаций. Я говорила «о преступлениях против человечности в армии». Затем текст этого доклада вместе с «Чёрной книгой» о беспределе в войсках вручила министру. Его реакция мне показалась искренней. По крайней мере в большой зал, где проходила военная коллегия, он вошёл с нашими книгами и начал свою речь с эпизодов, которые там приводятся.

"АиФ-Петербург": - Говорят, вы предложили министру отменить военный билет.

- А зачем он гражданину в сложившихся условиях? Сегодня военный билет с лёгкостью продаётся и покупается. Цена известна: 130-180 тыс. руб. В Москве есть фирмы, работающие «под ключ»: предлагают уже «чистый» документ с доставкой на дом. За 200 тыс. можно откупиться от армии. Позор… Считаю, надо убрать с этого сомнительного «рынка» такой «товар». А для учёта достаточно в электронной базе сделать необходимые отметки. Нужно ввести также для военнослужащих страховые полисы и не забирать у солдат паспорта. Оставьте этот документ в семье, а у военнослужащего пусть будет нотариально заверенная копия.

По понятиям…

"АиФ-Петербург": - Но высшее командование постоянно демонстрирует внимание к армии. Срок службы сократили до года, новобранцев обязуются не отправлять далеко от дома, обещают переход на контракт.

- Какая-то инициатива сверху есть. Но главная проблема - не плохие законы (они как раз декларируют правильные вещи), а произвол на местах. В самой части командование нередко живёт «по понятиям». Там воровство, безнаказанность, наркотики, пытки - часто всё это прикрывается военной юстицией. Сознательно дискредитировали и отличную идею контрактной армии. Что касается службы рядом с домом, то недавно к нам обратились родители солдат-срочников из Сертолово и Лебяжьего. Их сыновей принудительно отправляли служить в Махачкалу. Мы провели одиночные пикеты против отправки в Дагестан.

 "АиФ-Петербург": - Вы не раз утверждали, что в нынешней ситуации ответственность должны взять на себя сами граждане. Предлагаете каждому стать юристом?

- Мы проигрываем именно в том, что многие не знают своих законных прав. Если человек вовремя позаботился о своём здоровье, своевременно подкрепил диагнозы необходимыми документами - больной в строй не попадёт. Имеешь другие убеждения? Можешь пойти на альтернативную службу - это конституционное право каждого. Не забудем и о судебной защите. Что бы не решила любая инстанция, в том числе призывная комиссия, у гражданина есть право обжаловать этот вердикт в суде. Но для этого надо как минимум письменно потребовать это решение, представить свои доказательства, научиться разговаривать с военными и чиновниками. Всему этому мы учим на наших семинарах, «школах призывника». Часто цена таких знаний - жизнь собственного ребёнка.

Убойная часть

"АиФ-Петербург": - Призываете бороться за свои права, но даже вашу организацию не всегда пускают в воинские части, проиграно несколько судов…

- Давление сильное, никто этого не скрывает. Сейчас мы написали письмо, что готовы войти в состав городской призывной комиссии. Ответа не получили. По существу, призыв идёт в закрытых условиях. Мы точно не знаем, что на самом деле происходит на городском призывном пункте на Загородном, 54. Почему, например, там как следует не обследуют больных? Недавно я была в прокуратуре с семьей «бегунка». Мальчишку призвали из Пскова, хотя не имели права - у него серьёзная кардиология. «Ошибка» объясняется просто: врачи незаконно изменили категорию годности - это сейчас выяснила группа дознания. Парень попал в войска, там большие нагрузки, его положили в госпиталь. А военный госпиталь - это удивительное место. Большинство пациентов обязательно признают годными к дальнейшей службе. В итоге мать забрала сына и обратилась к нам. Однако воинская часть считает его дезертиром.

"АиФ-Петербург": - Из новостных лент не исчезает воинская часть в Каменке. Танковый расстрел, побои, суициды, финансовые хищения... Были уволены 8 офицеров, но 4 - восстановлены.

- Каждую неделю к нам приходят сообщения - погиб там и там. Общественные организации пытаются действовать, но почему молчит общество? Мальчиков убивают, однако матери на площади не выходят. До конца идут единицы. Пять лет назад в Каменке погиб рядовой Максим Плохов. Якобы от хронического воспаления почек. Но врачебную комиссию в Приморском районе он прошёл с категорией «А», с таким здоровьем берут в космонавты. Их ему просто отбили! Не найдя правды здесь, родители подали иск в Европейский суд по правам человека, и в 2011 году дело будет рассмотрено.

А разве не унижение, что солдату-срочнику в месяц положено всего 400 рублей, но и их он часто не получает! Расписывается в ведомости и всё… Да ещё в конце службы должен отдать отцам-командирам от 5 до 10 тыс., иначе может не вернуться домой.

Мы учим не терпеть пытки и унижения и отстаивать свои интересы всеми законными способами.

Смотрите также: