С начала осеннего призыва прошло более полутора месяцев. А две недели назад в Петербурге уже начались отправки в воинские части. Наши корреспонденты пришли в городской сборный пункт на Загородный, 54, чтобы узнать, как проходит в этом году призыв, и своими глазами увидеть нынешних защитников Родины.
Главное - сапоги!
К контрольно-пропускному пункту стекаются молодые парни в сопровождении родителей и друзей. Беззаботная гражданская жизнь закончилась, впереди суровые армейские будни. Ничего не попишешь. Молод? Здоров? Нигде не учишься? Значит, пришла пора исполнить долг военнообязанного.
Здесь, на сборном пункте, ребята оставят в кабинете дактилоскопии отпечатки пальцев (так положено), их еще раз на всякий пожарный осмотрят врачи, безжалостно обстригут (если не успели сами расстаться с шевелюрой), выдадут обмундирование с сапогами и отправят служить на долгих два года. Куда? Эта информация, говоря военным языком, закрыта. Как известно, в России экстерриториальный принцип комплектования Вооруженных сил. Но около 80% срочников проходят службу на территории Ленинградского военного округа.
В коридоре вдоль стены расположились ребята:
- Главное, чтобы командир хороший был:
- А я до последнего решил не стричься:
- "Пальцы"-то зачем оставлять, мы что, преступники?..
- Пацаны, а тут пиво где-нибудь продают? А то я с такого бодуна, вообще, не знаю, что делать:
- Ха-ха-ха!!! Пиво! Иди в буфет, попроси!..
- А деньги-то ты зачем взял?
- Два года, а ты что хотел?
- Какая девушка? Нет у тебя теперь никакой девушки!
Кто-то из призывников (похоже, еще не отошедший после бурных проводов), слово за слово, ссорится с сотрудницей военкомата: "Стой тихо!" - "Не надо так со мной говорить!" - "Сейчас с милицией поговоришь!" - "Зовите!" - "Еще слово, форму не получишь!" - "Ну и не надо!!!"
Дело подходит, наконец, к самому главному - к выдаче мешков с одеждой. В комнате подростки под чутким руководством военкомовцев облачаются в кальсоны, разглядывают обмундирование. К некоторым подходят военные чины, отводят в сторону, чтобы журналисты не услышали, и рассказывают, когда и куда поедут.
- Ребята! Самое главное - сапоги примерьте. Вы в них будете восемь месяцев ходить! Смотрите, чтобы малы не были. Если малы, сейчас обменяем.
Армии нужны водители и связисты
Пока ребята разбираются с сапогами, мы отправляемся в кабинет временно исполняющего обязанности заместителя военного комиссара Петербурга по призыву граждан на военную службу Рефата Аппазова.
- "Уклонистов" много в этом году?
- Примерно столько же, сколько и раньше, - уклончиво отвечает полковник. - И, как и раньше, по этому поводу призывные комиссии готовят и направляют обращения в органы внутренних дел.
- А случаи, когда молодые люди привлекались к уголовной ответственности, были?
- Сейчас нет пока, в прошлом году один человек был условно осужден. Все остальные после бесед с работниками прокуратуры сразу же захотели служить (улыбается).
- Получив повестку, призывники вместо военкоматов часто спешат в различные юридические консультации:
- В последние годы наблюдается печальная тенденция: молодые люди совершенно не знают своих прав. Многие имеют право на отсрочку - по учебе, по состоянию здоровья, по семейному положению. Но - боятся. Думают, придут в военкомат, так их сразу же в армию заберут.
- Вы хотите сказать, такого не бывает?
- Если молодого человека - не важно, по невнимательности, по ошибке или по злому умыслу - незаконно призовут и отправят служить, то те, кто допустил это, будут привлечены к строгой ответственности, вплоть до уголовной. По этому поводу было несколько совещаний в правительстве города. Губернатор и командующий войсками округа дали жесткую установку: не допустить нарушений во время призыва. Но проблему "уклонистов" не стоит преувеличивать. Если бы никто не шел служить, у нас бы не было Вооруженных сил. Большинство все-таки идет в армию не увиливая, по доброй воле, с искренним желанием. И я уверяю вас: многие расстраиваются, узнав, что не годны по причине слабого здоровья.
- А много ли желающих пройти альтернативную службу?
- Как и в прошлом году, очень мало. Всего семь человек. Не хотят идти в армию по религиозным соображениям.
- Может, обманывают?
- Нет, что вы, такие вещи тщательно проверяются призывной комиссией.
- Какой в этом году в Питере план по призыву?
- Точную цифру называть не буду, скажу только, что в армию должны пойти служить не более двух процентов от числа всех петербуржцев призывного возраста (до 27 лет). Это немного. Зато есть возможность детально, щепетильно изучить дело каждого призывника. Особое внимание уделяется комплектованию войск гражданами, получившими образование. Естественно, при отправке будут учитываться их профессиональные навыки, подготовка. А в случае, если у молодого человека еще нет профессии, но есть огромное желание служить в конкретном роде войск, это желание мы безусловно учитываем. Ведь потом всем будет легче - и самому срочнику, и его командирам.
- Какие специальности наиболее востребованы в армии?
- Специалисты корабельного электрооборудования, водители категории В и С, специалисты силовых осветительных агрегатов, специалисты связи.
"Надо послужить"
:Никто из парней на вопросы о предстоящей службе всерьез отвечать не захотел. Отшучивались. Только длинноволосый Андрей, пришедший в военкомат в майке с изображением любимой панк-группы, оказался неожиданно серьезен:
- Мне это надо. У меня все в родне служили, и по материнской, и по отцовской линии. Если бы я решил "отмазаться", меня бы просто не поняли в семье. Да и сам не хочу, даже мысли не было. Если все будут "косить", что со страной будет?
- Куда поедешь?
- Не знаю. Мне все равно.
- Так уж и все равно?
- Абсолютно. Не в этом дело.
- А в чем?
- В службе. Надо послужить.
- Дедовщины не боишься?
- (Со смехом) Я?! Нет, не боюсь. Первый разряд по боксу. В армии, надеюсь, КМС получу.