В 39-м номере нашей газеты был опубликован материал "Инквизиторы в военной форме", где рассказывалось о многократных случаях избиений, истязаний, пыток в воинских частях. Как выяснилось, тема эта взволновала многих. Читатели звонили в редакцию, присылали письма. Мы решили напечатать два из них, совершенно разных по духу. Одно - матери двух сыновей, другое - человека, служившего в армии в конце 70-х годов.
"В эту армию я детей не отдам"
"Материал в вашей газете произвел на меня большое впечатление. Так уж получается, что правозащитники - люди подчас гораздо более мужественные, чем военные начальники. Ведь мужество не только в форме и погонах, но и в готовности называть вещи своими именами.
Мне захотелось высказать через газету свое мнение. У меня двое сыновей так называемого призывного возраста - одному 24 года, другому 25. И нам с моим мужем (бывшим военным в отставке) пришлось немало потрудиться, чтобы сыновья остались на "гражданке". Старшего сына, окончившего институт с красным дипломом и зачисленного в аспирантуру, схватили прямо на улице во время облавы на уклоняющихся. Дело в том, что никакого документа о зачислении ему в тот момент еще не выдали. И никакие доводы военных не убеждали, пока мы не выцарапали в институте необходимые бумажки. Скоро он (тьфу-тьфу-тьфу) защитит диссертацию. Его научные работы оцениваются очень высоко, ему прочат будущее большого ученого. Младший работает на заводе, его труд тоже высоко ценят. Оба они прекрасные семьянины. Мы с мужем гордимся своими сыновьями.
Несколько их друзей-одноклассников попали в армию. Один - здоровенный, смелый парень, занимался восточными единоборствами. Его комиссовали через полгода службы "по здоровью", а потом он еще полгода лежал в больнице - так его били офицеры и "деды". Двое других сейчас алкоголики, хотя до армии в рот ни капли спиртного не брали. Еще один, сын моей хорошей знакомой, вернулся просто другим человеком, сейчас у него проблемы с психикой, все это появилось именно после службы. Все они столкнулись с "дедовщиной", их избивали, над ними издевались.
А ведь когда-то мой муж мечтал о том, что сыновья сделают карьеру военных. И для него было очень больно осознавать, что мечтам не суждено сбыться. Он говорит: "Я хотел бы, чтобы они служили, но в эту армию я детей не отдам".
Я считаю, что армия должна быть на контрактной основе. Кто хочет - пусть служит там. А кто не хочет - пусть приносит пользу государству как-нибудь по-другому. Или стране не нужны высококлассные специалисты? Сколько говорили, что нужно поднимать науку - так пусть не трогают молодых ученых, не коверкают им жизнь в армии. А если хотят, чтобы молодежь шла в армию, пусть сначала наведут там порядок! И мы будем не против, будучи уверенными, что с нашими сыновьями там ничего не случится".
Т. Смирнова
"Мужик должен быть мужиком"
"Что касается "Солдатских матерей Санкт-Петербурга", то, судя по информации, получаемой лично мной из СМИ, эту организацию надо разогнать за антигосударственную деятельность. Они дискредитируют, оскверняют, унижают и тем самым помогают разваливать то, что пока еще в нашей стране худо-бедно стоит на ногах, а именно - Вооруженные силы РФ.
Не стонать надо по своим маменькиным сынкам, а готовить их загодя к суровой мужской жизни и к почетной обязанности Гражданина. Они должны до армии еще следить за тем, чтобы их оболтусы не пивко сосали на дискотеках, а спортзалы почаще посещали. Кто здоров физически и не хочет того сам, тот не испытает на себе "прелести" дедовщины. Я вас заверяю - под "дедов" ложатся не мужчины, а хлюпики, нытики и слабаки по жизни. Почему они такие - спросите у их родителей. И в первую очередь у матерей.
Я категорически против наемной армии. Все без исключения должны получать навыки солдата. Не дай бог, случись война, наемников не хватит, а сегодняшних "косяков" и альтернативщиков учить будет некогда. Впереди убьют за неумение, сзади - за невыполнение.
Посмотрите на нынешних пацанов. Как из инкубатора - походка, манеры, спесь, привычки, отношение к жизни, как в американских фильмах. Сплошная крутизна. Попал в армию - вся крутизна улетучивается. Мужик должен быть мужиком и самим собой.
Так что пусть эти "Солдатские матери" займутся конкретным делом - правильным воспитанием своих сынов, будущих защитников и заступников Земли Русской и Матерей Российских".
Олег Датеев, бывший гвардии сержант Группы советских войск в Германии, чемпион ГСВГ 1979 г. среди операторов ПТУРС.
Они хотят служить
Мы не собираемся делать выводы и выяснять, кто прав из авторов этих писем, кто нет. Пусть это сделают наши читатели. Мы хотим рассказать об истории, произошедшей как раз в то время, когда готовился этот материал.
В общественную правозащитную организацию "Солдатские матери Санкт-Петербурга" пришли пятнадцать солдат первого и второго года службы из войсковой части 01630 МЧС (Колпино) с просьбой о помощи. Этому предшествовал эпизод, произошедший несколькими днями ранее. Рано утром солдат разбудили майор Гончаров и старшие лейтенанты Мусиенко и Тимошенко и принялись избивать их резиновыми дубинками и железным прутом. Били по голове, по спине, по ногам. Когда один из сержантов попытался успокоить офицеров, те избили его и проломили голову, он даже не смог вместе с другими доехать до "Солдатских матерей":
Этот случай был последней каплей их терпения. Из заявлений солдат следует, что в их воинской части избиения, истязания, унижение достоинства давно уже стали нормой.
Правозащитники вызвали бригаду скорой помощи. Врачи зафиксировали побои, у троих военнослужащих определили сотрясение мозга. Вскоре приехал тот самый майор Гончаров и попросил разрешения поговорить с солдатами. Те отказались.
О случившемся "Солдатские матери" немедленно сообщили военному прокурору Санкт-Петербургского гарнизона. В организацию приехал его первый заместитель с бригадой следователей. Против троих офицеров возбуждено уголовное дело, сейчас они задержаны и находятся в комендатуре Санкт-Петербурга.
В тот же день из этой же части родители привезли к правозащитникам еще троих избитых ребят. Накануне вечером, когда солдаты вернулись из наряда, их избили старослужащие и пригрозили расправой. Бригада скорой помощи срочно направила их в травмпункт, где травматолог определил у каждого сотрясение головного мозга, многочисленные побои и ушибы, а у одного из военнослужащих - перелом руки.
Все эти ребята говорят о том, что они на самом деле хотят служить в армии. Но только не в таких условиях. В процессе следствия их уже прикомандировали к другой воинской части. Хочется верить, что там все будет по-другому:
Военные часто обвиняют "Солдатских матерей Санкт-Петербурга" и прессу, которая рассказывает о деятельности этой организации, в "развале армии". Дескать, правозащитники защищают негодных дезертиров, трусов и слабаков. А газеты такого понапишут, что потом в армию никто не хочет идти. Между тем в городе действует несколько десятков контор, деятельность которых - "отмазывание" от армии. Деньги берут немалые. Иногда, кстати, объявляют, что сотрудничают с "Солдатскими матерями" (это не так, и солдатские правозащитники уже несколько раз заявляли об этом). Вот, казалось бы, кто самый страшный враг военных! Любопытно, но эти конторы, действующие подчас на грани закона, не навлекли на себя их гнев:
Виноваты, конечно, не правозащитники и не пресса. И даже не эти фирмы. Когда армия так обращается с солдатами, которые действительно хотят служить в Вооруженных силах и приносить пользу стране, ответ на вопрос, кто ее разваливает, очевиден.