Примерное время чтения: 7 минут
79

Инквизиторы в военной форме

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39 25/09/2002

Сегодня уже никого не удивит сообщение о сбежавшем из воинской части солдате. Между тем дезертирами не рождаются, ими становятся. И большинство из них самовольно оставляют свои части не потому, что просто не хотят служить. Бегут в основном из-за побоев и истязаний. "Дедовщина" в Российской армии носит массовый характер, и это ни для кого не секрет. Впрочем, когда речь идет о физическом и психологическом насилии, принудительном труде, вымогательстве, голоде, неоказании медицинской помощи, "дедовщина" - слишком мягкое слово. Правозащитные организации называют то, что творится сейчас в армии, жестче и точнее... пытки.

Семь неудачных попыток

Андрею в армии делать больше нечего. Его комиссовали "по здоровью" после очередной попытки самоубийства, и только благодаря вмешательству правозащитной организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга". Этих попыток было семь, и все семь раз врачи упорно считали Андрея психически вменяемым и возвращали его из госпиталя в часть, где его снова избивали. И снова Андрей резал себе вены, а если нечем было резать, перегрызал их зубами.

- Заставляли отдавать все деньги и еду. Отбирали все, даже зубную пасту и щетку. Если что не так, сразу же избивали. Держали в вагончике в одних трусах, надевали на голову мешок, заставляли в нем бегать: Чего только не придумывали:

Андрея комиссовали. Но его мытарства на этом не закончились. "Добрые люди" предупредили - как только появится в части (нужно было оформить бумаги об увольнении и получить проездные деньги), ему конец. По дороге в часть Андрей сбежал от сопровождающего. Некоторое время о нем ничего не было слышно, пока его не подобрала добрая (на этот раз без кавычек) женщина. Она нашла Андрея на берегу реки, когда тот собирался топиться, и привезла в Питер.

Не нужно быть доктором, чтобы понять: этому человеку не место в армии. Руки в совершенно жутких шрамах, затравленный взгляд. Панически всего и всех боится. Сопредседатель "Солдатских матерей Санкт-Петербурга" Элла Полякова говорит по телефону с начальником его части. Договаривается, что завтра приедет вместе с Андреем в часть за расчетом. А Андрей стоит рядом и трясется от страха.

- Если я с ней приеду, он не убьет меня? - спрашивает он.

- Брось ты, - отвечаю ему, - с чего ему тебя убивать?

- Думаешь? - подозрительно спрашивает он.

- Да ничего не случится, самое страшное уже позади.

Андрей некоторое время стоит молча, прислушиваясь к разговору, затем говорит шепотом:

- Если сейчас он ей откажет, я тут же выйду на улицу и монетой перережу вены.

Все закончилось благополучно. Через два дня Андрей уехал домой в Ессентуки. Службу в армии он запомнит на всю жизнь. Жизнь, с которой семь раз хотел расстаться.

Нравы Гулага

"Люди уже не вздрагивают, услышав слово "пытка", - говорит Элла Полякова. - Это стало нормой жизни. С каждым годом увеличивается число тех, кто бежит из армии, не выдержав побоев и издевательств. Только в нашу маленькую организацию за помощью обращается около семидесяти "бегунов" в месяц. Потом почти всех приходится укладывать в психиатрическое отделение в госпиталь. Психическое состояние этих людей просто кошмарное, большинство из них, когда вернется домой, явно не смогут ни учиться, ни работать.

Откуда пошла "дедовщина"? В 50-х годах сотрудники НКВД были переведены на службу в армию из гулаговских лагерей. И они принесли с собой в армию лагерные нравы и способ управления, когда охранники и старшие заключенные жестоко помыкают и унижают остальных заключенных. Сегодня пытка в армии - инструмент подавления личности. После унижений и избиений человек становится рабом и может исполнять любой приказ. Часто новобранцев заставляют приносить деньги, и ребятам приходится попрошайничать, воровать, зарабатывать. Но издеваются иногда и бескорыстно - просто от нечего делать.

Виновные в большинстве случаев не привлекаются к ответственности. Например, за период 2001-2002 годов в 2500 случаях неоказания медицинской помощи, в том числе с последующим летальным исходом, не было возбуждено ни одного уголовного дела. Проверки по фактам издевательств и избиений солдат были, даже уголовные дела заводились, но виновные ни разу так и не были наказаны. Сколько раз мы обращались в военную прокуратуру с конкретными фактами, фамилиями истязателей, свидетельскими показаниями, а в ответ только отписки типа "Факты подтверждения не нашли".

"Дедовщина", "мачизм" или пытки?

В ООН с докладом по поводу пыток в Российской армии "Солдатские матери Санкт-Петербурга" обращаются уже во второй раз.

Признаться, слово "пытка", знакомое больше по книгам о зверствах фашистов, для нашего уха звучит как-то непривычно и даже дико. Гораздо привычнее "неуставные отношения", та же "дедовщина". На худой конец, "причинение тяжких телесных повреждений". В руководстве армии само понятие "пытки", естественно, отрицают. Да и о "дедовщине" военные начальники говорят как о "мачизме" - особенности поведения молодых мужчин в условиях совместной жизни в замкнутом окружении (в казармах).

Может быть, действительно солдатские правозащитники преувеличивают?

Мы предлагаем читателям самим разобраться, как назвать то, что творится сейчас в армии. И приводим отрывки из описаний конкретных случаев, приведенных в докладах "Солдатских матерей Санкт-Петербурга".

P.S.

"После принятия военной присяги его не трогали только с тем условием, что он будет приносить деньги сержантам. Когда он ничего не приносил, его заставляли надевать противогаз и делать физические упражнения до тех пор, пока он не терял сознания:"

"Начиная с 10 июня, на протяжении двух дней, они били меня и заковывали меня в наручники:"

"Сержант Глебов, командир взвода, приказал принести мне из увольнения еду и деньги. Когда я вернулся без всего этого, он стал избивать меня. Он бил меня ногами, стулом о голову, дужкой от кровати, заставлял отжиматься в течение полутора часов. Так продолжалось три дня".

"Ко мне применялись электрошок, спицами протыкали мышцы рук и ног, выбили зубы:"

"Они сказали, чтобы я тоже шел и просил деньги и чтобы я принес через полчаса 50 рублей. Я никуда не пошел. За это сержант Пименов огнетушителем пробил мне голову".

"С нами практиковались спарринги, так называемые гладиаторские бои, когда нас заставляли драться друг с другом:"

"Прошло трое суток, спать нам не давали, только на четвертые сутки поспали три часа: Они завели нас в палатку, и майор начал прижигать нам руки о раскаленную печь".

"Алексей был вынужден показывать стриптиз, имитировать половой акт, стоять на перевернутом табурете. Его били в грудь кулаками и затем совершали издевательство, называемое в армейских кругах "сушеный крокодил" (жертве связывают ноги и прикрепляют к концам кровати, а затем вынуждают приподниматься, помещая зажженные свечи или острые предметы под его тело). 17 февраля Алексей был найден повесившимся".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах