17 июня президент РФ Владимир Путин подписал Указ «О назначении выборов депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва».
Однако в некоторых регионах, в том числе и Санкт-Петербурге, предвыборная гонка началась задолго до её официального объявления. И лидерами этой гонки в городе на Неве стали несколько человек, включая депутата Государственной думы РФ Оксану Дмитриеву, украсившую свои изображения символикой «Партии Роста».
Деньги счёт любят
Петербуржец, депутат Государственной думы РФ от «Единой России» Сергей Вострецов направил в Центральную избирательную комиссию, Санкт-Петербургскую избирательную комиссию, прокуратуру Санкт-Петербурга и управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу обращение с просьбой проверить размещение политической рекламы «Партии Роста».
Депутат Вострецов подсчитал, что по городу висит более 300 билбордов с фотографией известного политика Оксаны Дмитриевой. По мнению экспертов рынка, стоимость месячной аренды таких баннеров составляет не менее 20 млн рублей. И поскольку на каждом билборде с изображением стоит логотип «Партии Роста», то получается, что это политическая реклама. А это уже совсем другая история, на что и указывается в обращении: «…возникает вопрос об источниках её финансирования. В соответствии с официальными данными, за 2015 год Дмитриева задекларировала доход в размере 5,8 млн рублей, её супруг - Иван Грачёв, также являющийся депутатом ГД РФ, заработал 6,1 млн рублей. Соответственно, всего официального дохода семьи депутатов за 2015-й едва хватило бы на половину рекламной кампании в Санкт-Петербурге». Согласно официальным данным, в первом квартале 2016 года счета «Правого дела», которая в марте 2016 года стала вдруг «Партией Роста», а также её коалиционного партнёра - «Партии профессионалов» были полностью пусты. При этом, по сведениям единоросса, написавшего обращение, совокупные объёмы денежных средств всех 68 региональных отделений политических партий в Петербурге на конец марта составляли 26,87 млн рублей.
И я не я, и лошадь не моя?
Оксана Дмитриева на все обвинения отвечает уклончиво, дескать, не знаю, сколько в городе размещено билбордов, но бюджетные деньги для этого не использовались. Последнее утверждение, скорее всего, соответствует истине. Может, люди в «Партии Роста» не бедные и всегда готовы скинуться по миллиону-другому на рекламу известного политика, намеренного представлять их в ЗакСе. Вопрос совершенно в другом.
Политическая реклама, как считает Сергей Вострецов, «разрешена исключительно в период агитации». Таким образом, до 17 июня, когда появился президентский Указ о назначении выборов, размещение баннеров с логотипом этой политической организации являлось незаконным. Причём прецеденты по России на эту тему были и в Чувашской республике, и в Свердловской области, и нескольких других регионах страны.
Правда, кроме признания самого факта незаконности размещения политической рекламы вне агитационного периода, дальше дело не сдвинулось. Фигуранты разъяснения надзорных органов проигнорировали. Судя по всему, так произойдёт и в Петербурге, потому что Оксана Дмитриева уже заявила, что рекламные операторы будут уведомлены о проведении партийной конференции, чтобы успеть снять плакаты, а потом повесить их вновь, но с оплатой уже из партийной кассы, как того требует законодательство.
Наверное, не следует ожидать, что какие-то последствия в связи с неловкой ситуацией наступят для самого депутата. Репутации политика, успевшего за свою карьеру побывать в партии «Яблоко», в «Справедливой России», объявить о создании «Партии профессионалов» и проявиться теперь в «Партии Роста», вряд ли что-то уже повредит. Разве что избиратели задумаются, кто в кандидата, который ратует за права пенсионеров и других обездоленных россиян, вкладывает миллионы рублей? Впрочем, это совсем другая история...