Надежды - в мусорку? Отклонены большинство народных поправок в Генплан

Долой парки - строим многоэтажки! © / Любовь Агаркова / АиФ

Градостроительная конституция - так называют Генеральный план Санкт-Петербурга. Это не просто красивая фраза. Именно этот солидный труд определяет развитие нашего города, перспективы появления нового жилья, зон отдыха, инженерной и социнфраструктуры. 

   
   

За считанные секунды

К подготовке такого документа надо подходить с особой тщательностью. Однако общественное обсуждение и принятие корректировок, которое происходит в эти дни в Заксобрании, сопровождается многочисленными скандалами. Выяснилось, например, что многие предложения депутатов, по сути, лоббируют интересы бизнеса… 

Поправки в Генплан вносятся уже с 2013 года, когда была создана специальная комиссия КГА под руководством прежнего строительного вице-губернатора Марата Оганесяна. Тогда собственники земель, да и просто активные граждане подавали аргументированные предложения, связанные с изменением статуса территорий. Люди хотели увеличить число скверов и садов, сохранить историческое наследие, оставить каток в Металлострое, сделать улицы доступными для велосипедистов и т. д. Всего выдали свыше двух тысяч идей. Правда, строгая комиссия приняла лишь 30%. Здесь и разгорелся первый серьёзный конфликт. 

Горожане, возмущённые тем, что их голос не услышали, отправили в Смольный открытое письмо.

«Возмутителен не сам факт отклонения, а то, как это было сделано, - говорится в послании. - На рассмотрение одной поправки отводились считанные секунды. Членам комиссии были выданы заранее составленные рекомендации, как голосовать, и всё свелось лишь к поднятию рук. Две тысячи предложений «рассмотрены» всего за несколько заседаний, и большинство отправлено в мусорное ведро». 

Лес - под нож

Многие из градозащитников обвинили в наплевательском отношении лично Юрия Бакея, главу НИПЦ «Генплана». Он, в свою очередь, ответил, что неподготовленные граждане не способны понять логику построения столь сложного документа. 

- Мы должны чётко знать, что у нас появится в ближайшие 5-10 лет, - поддержал горожан «справедливоросс» Алексей Ковалёв. - Какие построят школы, больницы, спортивные сооружения. Нужно отразить все зелёные зоны, вывести из центра основной поток транспорта, прописать план развития метрополитена, иначе участки могут быть застроены. 

   
   

Дальше - больше. Как раз в ходе разгоревшейся перепалки внезапно ушёл со своего поста Марат Оганесян, и Генплан остался в подвешенном состоянии. Депутаты срочно перенесли очередное чтение поправок, а новый вице Игорь Албин, получивший столь непростое наследство, стал разбираться в его хитросплетениях. В итоге чиновники снова взяли тайм-аут, который многие расценили как желание «что-то переиграть». 

- Налицо попытка перевести ещё какие-нибудь зелёные зоны в жилые или деловые, мало- или среднеэтажную застройку в многоэтажную, пролоббировать возможность открытия очередного бизнеса, - не скрывает депутат Борис Вишневский. - Это при том, что комиссия ЗакСа по городскому хозяйству уже поддержала ко второму чтению многие важные поправки. 

Впрочем, не всё так однозначно. Из 169 поправок, подготовленных на сегодняшний день депутатами, почти половина касается территорий, которые готовятся к застройке. Предлагает отдать, например, 10 га зелёных насаждений на Парашютной улице под многоэтажное строительство жилья  депутат Сергей Никешин. Официальное объяснение - «приведение участка  в соответствие с ранее утверждёнными границами». По сути, лес, который является «экологической» буферной зоной на севере города, уничтожат, чтобы реализовать очередной коммерческий проект. То, что вырубка нанесёт серьёзный удар по экологии Приморского района, депутата волнует мало. «Это будет наш «Вишнёвый сад», - невесело шутят местные жители.

Зато толк в предпринимательстве парламентарий понимает. Им учреждено 17 различных ООО. И прокуратура уже предъявила претензии к народному избраннику.

Бизнесу на пользу?

Конечно, деревья, кустарники пустят под нож, только если поправки будут одобрены, однако в их утверждении мало кто сомневается. Тем более что Сергей Никешин - видный политик, председатель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам, где и рассматриваются все эти вопросы. 

Не надо быть аналитиком, чтобы понять: всё это на пользу строительным «генералам». Так, Анна Евстигнеева, недавно пришедшая в парламент, представила шесть поправок. В том числе она считает правильным перевод под жильё общественно-деловых земель на Октябрьской набережной и территории на 20-й линии Васильевского острова, принадлежащей «Русалу» Олега Дерипаски. «Единоросс» Елена Рахова уверена в необходимости появления многоэтажек на месте Калининской овощебазы, а её коллега Елена Киселёва полностью «за» возведение домов  на территории племхоза им. Тельмана. В тренде и Евгений Медведев, представляющий ЛДПР, - он поддерживает превращение 60 га в Стрельне в жилые массивы. Одна деталь: более половины этой территории в аренде у девелоперов «Росстройинвеста»… 

Как бы то ни было, сейчас двухгодичный марафон близится к завершению. 3 июня в Мариинском дворце состоится заседание, где и будут расставлены все точки над i. Хочется, чтобы не забылся главный тезис «градостроительной конституции» - отражать интересы горожан, а не влиятельных людей и неравнодушной к ним власти.

Инструмент для развития

Владимир Григорьев, председатель комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор Санкт-Петербурга:

- Генплан - это инструмент для развития и прогнозирования, основной документ, по которому город должен развиваться. Нынешний документ создан в 2005-м, однако его действие будет продлено до 2018 года. Сейчас депутаты вносят корректировки, составленные на основании запросов жителей города. Из серьёзных изменений - стало больше территорий, зарезервированных под развитие промышленности, увеличилось число зелёных насаждений. Губернаторская поправка, например, на 90% состоит из перевода площадей в зелёные зоны.

Да, конфликты случаются, но мы ведём постоянный диалог с жителями. Так, в нашумевшем споре со строительством в парке Малиновка приняли решение найти для храма другое место. Те тысячи поправок, которые не войдут в нынешний Генплан, специалисты затем ещё раз проанализируют при формировании нового, 2018 года. Также мы начинаем подготовку ещё одной стратегической программы - определение градостроительного развития Санкт-Петербурга и части территорий Ленобласти. Этот документ будет составлен с учётом взаимных интересов двух регионов-соседей. Работа уже началась.

Что нужно городу?

Александр Карпов, директор центра экспертиз «ЭКОМ»:

- При обсуждении Генерального плана я подал 227 поправок, из них учли 30%. Говорят, это хороший результат. Однако непонятно, почему одобрили именно эти. Есть чувство, что поправки, которые принимались от населения, носят случайный характер. Как подачка, чтобы не выступали. Ну а общественные слушания я бы назвал демонстрацией презрения к горожанам. А как иначе обозначить ситуацию, когда жителям, активно болеющим за свой город, предлагаются фактически «слепые» бумаги, где не внесены никакие данные, нет комментариев, анализа, невозможно понять, что было и что стало?

Немаловажно, что нынешний Генплан был принят в 2005-м, а разрабатывался в 2004-м знаменитым архитектором Валентином Назаровым. Однако тогда Россия находилась в совершенно иной социально-экономической ситуации. Страна только входила в новую экономику, выстраивала правовое поле, старалась отрегулировать финансовые механизмы. Поэтому наш документ сильно напоминает аналогичные советского времени, которые, кстати, тоже делал Назаров. Сегодня план устарел идеологически. Один штрих: десять лет назад большинство территории, пригодной под застройку, принадлежало городу, сейчас картина противоположная. Однако в документе это не отражено. 

Нет никакой системы, концепции, показывающей, что же Петербургу необходимо - сейчас и на перспективу. В Первопрестольной, кстати, власти все предложения объединили в книгу «Что нужно Москве?». Неплохо было бы и у нас выпустить такое издание.

Мне лично ясно одно: сегодня в городе накопились огромные инфраструктурные долги. 

Это решения, которые зафиксированы в Генплане, часто пролоббированы влиятельными персонами, но денег на них нет и в текущем режиме экономии не предвидится. Поэтому ближайшие три года так и будем жить с невыполненными обязательствами. А там, в 2018-м, подоспеет новый Генеральный план, и всё начнётся сначала.

Смотрите также: