Диаметр... «подкрался» ближе
- Сейчас одна из самых обсуждаемых тем - общественные слушания Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Не все четко представляют, зачем они вообще нужны.
- Чтобы любой житель города, любой инвестор мог взять выписку из градостроительного регламента и увидеть, что может, а что не может появиться на данном земельном участке.
Существует иерархия документов для планировании развития города. Есть европейские стандарты, к которым мы стремимся. В частности, обеспеченность жильем в Европе составляет 35 - 40 квадратных метров на человека. Под этот показатель мы и составили Генеральный план.
По прогнозу экспертов, количество жителей в Петербурге в ближайшие годы не будет ни резко падать, ни резко расти и останется на уровне 4,5 - 4,7 млн. человек. По состоянию на 1 января этого года, весь жилой фонд города насчитывал 105 млн. квадратных метров. То есть нам необходимо построить еще около 60 млн. кв. метров.
- Люди жалуются, что проект Правил - это объемный и трудный для восприятия документ...
- Да, там много графической информации. Но это, как нам кажется, должно, напротив, облегчить восприятие документа, сделать его более наглядным. ПЗЗ с приложениями разослали в каждое муниципальное образование, чтобы люди могли ознакомиться и понять, что именно у них запланировано.
- Жители площади Мужества, к примеру, очень волнуются: как можно разрешать строительство высоток в этом месте? Вспоминают размыв в метро и предлагают уменьшить высоту.
- Очень важно понимать, что Правила не отвечают на вопрос, возможно или невозможно, с технической точки зрения, строительство в том или ином месте. Они конкретизируют «правила игры» для каждого участка. Если будет закреплено, что участок предназначен под промышленную зону, то «протащить» туда жилье будет нельзя. Или, допустим, разрешена на участке высотная жилая застройка, но ведь строительные нормы и правила никто не отменял.
- На Васильевском острове была дискуссия, связанная с санитарно-защитной зоной Западного скоростного диаметра. Жители посмотрели на представленные графики и увидели, что ЗСД передвинули ближе к жилым домам. Как такое возможно?
- Есть СанПиН, который говорит, что зона должна составлять 500 метров. Это норматив, но в том же документе написано, что конкретный размер может быть изменен путем проведения исследований. Так что расстояние можно уменьшать, при условии, что воздействие шумов будет снижено до нормативов. Какими способами? Путем установки специального остекления, шумопоглощающих экранов и т. д. Проект ЗСД уже утвержден, по нему прошли общественные слушания. К слову, у нас Кольцевая ближе от домов проходит.
«Бесправные» депутаты
- Это нельзя изменить, то нельзя. А на что же конкретно тогда могут повлиять граждане?
- К примеру, проходили слушания в Выборгском районе. В районе Суздальских озер предусмотрена зона индивидуальной малоэтажной застройки. Но жители говорили о том, что им не хватит средств, чтобы подвести необходимую инфраструктуру. Вот было бы хорошо, если бы часть территории разрешили застроить более плотно - не очень высокими, но многоквартирными домами. Будем думать.
Все предложения, высказанные непосредственно на слушаниях, отражаются в протоколах. Как и те, которые подаются в течение 4 рабочих дней после слушаний. Их рассмотрят районные комиссии по землепользованию, проведут первый отсев по принципу: относится или не относится предложение к предмету ПЗЗ и противоречит или нет Генеральному плану города. Например, жалобы на протекающую крышу или на отсутствующие скамейки не относятся к правилам.
Второй шаг - рассмотрение на Городской комиссии по землепользованию. Там будут обсуждаться все поступившие предложения. Специалисты прокомментируют последствия принятия того или иного решения. Голосованием определится, какие войдут в окончательный вариант ПЗЗ, а какие - нет. Потом документ отправится в Заксобрание на утверждение. После этого никаких поправок депутаты вносить не имеют права - они должны будут либо принять его целиком, либо отклонить. Свои предложения депутаты могут внести на тех же общественных слушаниях.
- Губернатор назвала кое-какие здания «градостроительными ошибками». Дала поручение переработать высотный регламент...
- Ни губернатор, ни я не давали поручения изменять высотный регламент, одобренный городским правительством в конце прошлого года. На слушаниях обсуждается уже существующий регламент. Но Градостроительный совет как общественный орган может внести свои поправки в ПЗЗ. Насколько известно, он сделает это на слушаниях в одном из районов, скорее всего в Центральном. Для нас все равно, от кого исходит предложение: от Ивана Иванова или Градостроительного совета.
- Так ли уж и все равно?
- Допустим, гражданин внесет одно предложение по высоте, а Градсовет - другое. Итоговое решение вынесет комиссия. Профессиональные предложения, понятно, имеют больше шансов на прохождение, хотя бы потому что лучше сформулированы. Например, молодой человек в Адмиралтейском районе предложил установить расстояние между домами не менее 50 метров. Крик его души понятен, но в центре города его предложение никогда не пройдет, ведь там между зданиями зазора даже в сантиметр нет.
- А что с возможными доминантами, которые могут появиться в нашем городе?
- Разработчики из бюро Генплана говорят, что уже «сочинили процедуру». По их мнению, отклонения от высотных регламентов застройки должны пройти градостроительную экспертизу на возможность изменения силуэта застройки Петербурга.
- Личный вопрос: читаете ли вы, что о вас пишут на сайтах общественных организаций? Судя по всему, очень вас не любят…
- Нет особенного желания - после того, что там уже появилось.