Ответ прост: потому что они — инвалиды. Передвигаются на костылях, в громоздких колясках и, по мнению клерков, ненароком могут задеть публику, покупателей, клиентов.
Все эти неприглядные истории произошли в нашем городе, культурной столице. Их рассказали участники социально-общественного проекта «Город для всех». Конкретные адреса, фамилии зафиксированы в редакции. Не имея сил бороться с обстоятельствами, победить равнодушие чиновников, на прошлой неделе они собрали пресс-конференцию. Цель встречи — в очередной раз привлечь внимание общества к положению инвалидов, их одиночеству, социальной незащищенности.
Говорили о наболевшем. Для людей, скованных в движении, город по-прежнему остается практически «закрытым». До сих пор так и не принят закон о доступности городской среды. А нет документа, нет и результатов.
Полоса препятствий для такого человека начинается сразу же за дверью квартиры. Как втиснуться в лифт с узкими дверцами, куда не проходит коляска, или что делать, когда лифт отсутствует вовсе? Или когда он ломается в субботу и до механиков не дозвониться? А если пробиваешься сквозь завесу гудков, выясняется, что у них уже перебор с заказами, да и вообще выходной… Приходится, стиснув зубы, подниматься на седьмой этаж, затем спускаться.
Зоной риска могут стать несколько ступенек в подъезде перед входной дверью. А еще крутое крыльцо, бортик тротуара, многочисленные уличные подъемы-спуски, переходы, ямы на асфальте. О транспорте и говорить нечего. Как «колясочнику» подняться в обычный трамвай, троллейбус или маршрутку? Никак.
Причем страдают не только люди с тяжелыми заболеваниями. Беспомощными чувствуют себя мамы с колясками, граждане, получившие травму, пожилые горожане и т. д. Для этой категории бюрократы ввели даже термин — «маломобильная группа населения». Но дальше определения не идет.
За границей в развитых странах эта проблема давно решена. Рейсовый автобус оборудован специальной платформой, которая бесшумно опускается прямо на асфальт. На нее заезжает коляска, платформа поднимается, и инвалид спокойно «вкатывается» в салон. Так же и обратно. При этом остановки снабжены знаком, указывающим, что здесь курсирует специализированный транспорт. Удобно и корректно. У нас о таком можно только мечтать.
Воздух становится роскошью
Даже свежий воздух в городе становится роскошью. Уплотнительная застройка «убивает» скверы, парки, и для человека, выходящего из квартиры пару раз в месяц, а может и реже, исчезает последняя возможность полюбоваться природой. У наших соседей в Финляндии даже в лесу в теплое время лежат настилы, чтобы инвалидам было удобно собирать грибы, ягоды, гулять по тропинкам. В зонах отдыха оборудованы пляжи, чтобы человек мог спокойно подъехать прямо к воде. У нас колясочники чувствуют себя комфортно, пожалуй, лишь на одном курорте, в крымских Саках, где все приспособлено для лечения опорно-двигательного аппарата. В обычных здравницах преодолеть 20 метров по песку к морю — мучение.
Строительные компании прекрасно знают, что и как надо делать, чтобы облегчить жизнь инвалидов. Но обустройство территории, дополнительные удобства требуют увеличения финансирования, а у нас привыкли экономить на самом насущном. Вот и получается, что в городе инвалидам доступны в лучшем случае 3–4 % инфраструктуры.
В последнее время, правда, продвинутые фирмы строят пандусы с перилами, лифты с широкими проемами, оборудуют туалеты. Однако часто в аптеку, булочную зайти гораздо важнее, чем в иную контору или комитет. Да что там булочная… Порой не попасть даже в родной дом.
— Я постоянно в страхе подъезжаю к парадной, — рассказывала Елена Лозко, руководитель клуба «Танцы на колесах». — Вдруг мужа не будет дома и мне никто не поможет «взобраться»? А если поздний вечер, мороз, дождь? Преодолеть пять ступенек становится делом жизни.
— Но доступная среда — это не только пандусы и подъемники. Это и информационное обеспечение, возможность оперативно получить нужные сведения, — уточнил Дмитрий Чистяков, представляющий молодежное крыло ассоциации родителей детей-инвалидов (ГАОРДИ). — Однако 10 секунд рекламы на телевидении стоят столько же, сколько 20 инвалидных колясок. Отчасти исправить положение могла бы социальная реклама. Но и здесь заколдованный круг. Город готов бесплатно размещать такие объявления, вот только видеоролики, плакаты предлагается изготовить самим. А на это нужны средства.
Сдаваться не собираются
Мы почти не видим инвалидов на улицах, в магазинах, институтах, театрах Санкт-Петербурга. А ведь их свыше
700 тысяч! Чем занимаются эти люди, как живут, о чем думают?
Вопреки создавшейся ситуации, многие не сдаются. Уже 15 лет активно действует спортивное общество «БаСКи», не устает удивлять и восхищать клуб «Танцы на колесах», проходит кинофестиваль «Кино без барьеров». Стали появляться знаки, гласящие «Парковка для инвалидов». Такой знак установлен у зданий администраций Кировского района, города Пушкина. Правда, за неимением свободных мест люди спокойно ставят свои машины под этот знак. Чего церемониться? Тем более, что служители порядка на эти нарушения не реагируют. Оборудованы звуковыми сигналами некоторые переходы, например возле школы для слепых им. Грота. Но это капля в море.
Реально помогают восстановить силы реабилитационные центры, недавно распахнул двери еще один в Пушкине. Но сколько таких центров должно быть в городе, где каждый седьмой — инвалид? Кто и когда создаст равные условия для получения образования детям-инвалидам? До каких пор они будут заперты в четырех стенах?
На прошедшей пресс-конференции инвалиды просили журналистов помочь с работой, получением заказов. Раньше эта проблема решалась проще. В Павловске, например, инвалиды по слуху успешно трудились на социально-реабилитационном предприятии «Павел», учрежденном Всероссийским обществом глухих. Для них это был выход, отдушина. Выпускали высококачественную полиграфическую продукцию, собирали сетевые фильтры (они защищают от перепадов электроэнергии, скачков напряжения), шили постельное белье и различную спецодежду — от экипировки стражей порядка до облачения хирургов. Сегодня «Павел» хотел бы расширить производство, набрать обороты. Но шансов немного. И так во всем. Неужели они обречены быть вечно вторыми?
Смотрите также:
- В пожизненном заключении. Петербург не приспособлен для инвалидов →
- "Очень хочется, чтобы нас услышали" →
- Вечно вторые? (26.11.2008) →