Примерное время чтения: 5 минут
169

Почему инвалиды - "вечно вторые"?

«АиФ. Здоровье» № 44. Аргументы и факты Здоровье 29/10/2008

Извольте выйти вон

Ответ прост: потому что они - инвалиды. Передвигаются на костылях, в громоздких колясках и, по мнению клерков, ненароком могут задеть публику, покупателей, клиентов.

Все эти неприглядные истории произошли в нашем городе, культурной столице. Их рассказали участники социально-общественного проекта «Город для всех». Конкретные адреса, фамилии зафиксированы в редакции. Говорили о наболевшем. Для людей, скованных в движении, город по-прежнему остается практически закрытым. Полоса препятствий для такого человека начинается сразу же за дверью квартиры.

- Как втиснуться в лифт с узкими дверцами, куда не проходит коляска? Или что делать, когда он отсутствует вовсе? - спрашивает 29-летний Константин Афиногенов. - Или когда ломается в субботу и до механиков не дозвониться? А если пробиваешься сквозь завесу гудков, выясняется, что уже перебор с заказами, да и вообще выходной… Приходится, стиснув зубы, карабкаться на седьмой этаж, затем спускаться.

Все эти реалии Костя многократно испытал на себе. Пандуса, чтобы подняться в подъезд, он ждал 3 года.

- Я постоянно в страхе подъезжаю к парадной, - рассказывает Елена Лозко, руководитель клуба «Танцы на колесах». - Вдруг мужа не будет дома и мне никто не поможет подняться? А если поздний вечер, мороз, дождь? Преодолеть 5 ступенек становится делом жизни.

Зона риска

Зоной риска могут стать крутое крыльцо, бортик тротуара, многочисленные подъемы-спуски, переходы, ямы на асфальте. О транспорте и говорить нечего. «Колясочнику» подняться в обычный трамвай, троллейбус или маршрутку - испытание с риском для жизни.

Причем страдают не только люди с тяжелыми заболеваниями. Беспомощными на наших улицах чувствуют себя мамы с младенцами, граждане, получившие травму, пожилые горожане и

т. д. Для этой категории бюрократы ввели даже термин - «маломобильная группа населения». Этим, похоже, и ограничились.

- За границей в развитых странах проблема давно решена, - говорит редактор газеты «Инвалид» Геннадий Дягилев.- Рейсовый автобус оборудован специальной платформой, которая бесшумно опускается прямо на асфальт. На нее заезжает коляска, и человек спокойно поднимается в салон. Так же обратно. При этом остановки снабжены знаком, указывающим, что здесь курсирует специализированный транспорт. Удобно и корректно. У нас о таком можно только мечтать.

Воздух становится роскошью

Даже свежий воздух для инвалидов сегодня становится роскошью. Многочисленные стройки «убивают» скверы, парки, и для человека, выходящего из квартиры пару раз в месяц, а может и реже, исчезает последняя возможность полюбоваться природой, подышать свежим воздухом. Парадокс: в соседней в Финляндии даже в лесу в теплое время лежат настилы, чтобы инвалидам было удобно собирать грибы, ягоды, гулять по тропинкам. В зонах отдыха оборудованы пляжи, чтобы человек мог спокойно подъехать прямо к воде. В родных здравницах преодолеть 20 метров по песку к морю - мучение.

Строительные компании прекрасно знают, что и как надо делать, чтобы облегчить людям жизнь. Но обустройство территории, дополнительные удобства требуют увеличения финансирования, а у нас привыкли экономить на самом насущном. Вот и получается, что в городе инвалидам доступны в лучшем случае 3 - 4 % инфраструктуры.

- Но комфортная среда - это не только пандусы и подъемники. Европейские стандарты, к которым мы так стремимся, предполагают и информационное обеспечение, возможность оперативно получать необходимые сведения, - уточнил Дмитрий Чистяков, представляющий молодежное крыло Ассоциации родителей детей-инвалидов (ГАОРДИ). - Однако 10 секунд рекламы на телевидении стоят столько же, сколько 20 инвалидных колясок. Отчасти исправить положение могла бы социальная реклама. Но и здесь заколдованный круг. Город готов бесплатно размещать такие объявления, вот только видеоролики, плакаты предлагается изготовить самим. А на это нужны средства.

Сдаваться не собираются

Вопреки создавшейся ситуации, многие не сдаются. Уже 15 лет активно действует спортивное общество «БаСКи», не устает удивлять и восхищать клуб «Танцы на колесах», проходит кинофестиваль «Кино без барьеров». Стали появляться знаки «Парковка для инвалидов». Такой знак установлен у зданий администраций Кировского района и города Пушкина. Правда, за неимением свободных мест остальные спокойно ставят свои машины под этот знак. Чего церемониться? Тем более что служители порядка не реагируют. Оборудованы звуковыми сигналами некоторые переходы, например возле школы для слепых им. Грота. Но это капля в море.

Реально помогают восстановить силы реабилитационные центры, недавно распахнул двери еще один в Пушкине. Но сколько таких центров должно быть в городе, где каждый седьмой - инвалид? Кто и когда создаст равные условия для получения образования детям-инвалидам? До каких пор они будут заперты в четырех стенах?

На одной из пресс-конференций инвалиды просили журналистов помочь с работой, получением заказов. Раньше эта проблема решалась проще. В Павловске, например, инвалиды по слуху успешно трудились на социально-реабилитационном предприятии «Павел», учрежденном Всероссийским обществом глухих. Для них это был выход, отдушина. Выпускали высококачественную полиграфическую продукцию, собирали сетевые фильтры (они защищают от перепадов электроэнергии), шили постельное белье и различную спецодежду - от экипировки стражей порядка до облачения хирургов. Сегодня «Павел» хотел бы расширить производство, набрать обороты. Но шансов немного. И так во всем. Неужели они обречены быть вечно вторыми?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах