Колесница Славы на арке Главного штаба — один из самых масштабных монументов города. Ее высота почти десять метров. Величественный и кажущийся недоступным памятник на самом деле вполне досягаем. Известен, например, случай, когда у подножия колесницы «застукали» любовную парочку.
— Когда мы обследовали памятник перед началом реставрации, то обнаружили внутри одной из лошадей… матрас, — рассказывает Владимир Сорин, главный специалист фирмы «Интарсия». — В «теле» самой богини Славы, в локте руки с венком ждал другой сюрприз — бутылочка из-под паяльной кислоты, в которой находился рулончик свинца. Мы его извлекли, развернули — там был нацарапан текст. Но тот, кто его прятал, или торопился, или не подумал, но кислота частично съела послание. Мы разобрали только слова «сатрапы», «воля для народа» и дату — 1905 год.
А в голове богини нашли… инструменты чеканщика. Нужно сказать, что скульптура сделана в редкой тогда в России технике выколотки. Но инструмент не был забыт случайно: его положили так, чтобы не провалился в полую шею. Возможно, чеканщик не умел писать — ведь скульптура создавалась в 1828 году! — но что-то решил оставить потомкам. Я взял инструмент, и он оказался мне по руке, а так как сам 15 лет проработал чеканщиком, то это было как рукопожатие и привет через века.
…Мало кто знает, что в арке под колесницей находится комната. Там, в грудах строительного мусора XIX века, мы нашли английские пивные бутылки. О стране-производителе свидетельствует рельеф на темном стекле. В Петербург 1828 года пиво могло попасть только по морю, на паруснике. Поэтому бутылки запечатывали тщательно, пробкой, как шампанское. А открывались они так: на горлышке в узком месте видна перетяжка тонкого стекла — горлышко отбивали, как ампулу. Такая бутылка стоила недешево. А мы нашли их много, так что люди, которые работали на строительстве арки, не такие уж были нищие.
Сейчас мы реставрируем герб Российской империи, который украшал Петровские ворота Петропавловской крепости. Когда его сняли, на высоте, за карнизом ворот обнаружили пропуск XIX века, в котором значилось: «Комендант крепости разрешает выйти из крепости одному лицу с узлом». На сложенном пополам пропуске осталась треугольная дырка. Видимо, часовой накалывал бумагу на штык, ее сорвало ветром и занесло за карниз, где она и пролежала более ста лет. В самих воротах обнаружили пули, которыми стреляли в орла, — герб был продырявлен в нескольких местах. Пули мы извлекли, они оказались от винтовки Мосина, их выпускали с 1914 по 1920 год — понятно, что расправу над «царским орлом» учинили в революцию.
Самые ин.те.ресные находки реставраторов — это надписи. На Александровской колонне под фигурой ангела с крестом нашли надпись, сделанную во время реставрации 1862 года: «Государь, крест твой здоров». Видимо, ее оставил один из мужиков, преисполненный высокими чувствами. А через 100 лет, во время реставрации 1962 года, на самой верхушке креста человек ХХ века оставил другую надпись: «Вася».
Царская месть
Во время реставрации Александринского театра находили фантики от конфет XIX века, билеты, записки, картонные ложечки от мороженого, даже неоплаченный вексель. И вот в последний день реставрации мастера преподнесли руководителю творческо-исследовательской части театра Александру Чепурову пакет.
— Достаю из мешка что-то завернутое в тряпочку, — рассказывает Александр Анатольевич. — Разворачиваю — револьвер! Изъеденные ржавчиной ствол, курок, в барабане — одна пуля, как в русской рулетке.
Спрашиваю, где нашли? Отвечают, что в вентиляционном канале под директорским кабинетом. Откуда он там? У меня есть такая версия: в конце 20-х годов был приказ о сдаче оружия. А люди боялись сдавать — мол, тут же повяжут. Поэтому прятали, выкидывали, оружие-то было незарегистрированным.
Наш револьвер, возможно, принадлежал кому-то из красных директоров либо из администрации. Вентиляционный люк — надежное место, оттуда не достанешь, вот и пролежал там более 70 лет.
Еще одна уникальная наход.ка — программка к «Гамлету», скомканная рукой императора Николая Первого. Предыстория такова — после смерти знаменитого актера Каратыгина, бессменного Гамлета, считалось, что кроме него никто эту роль сыграть не сможет. Но актер Максимов, любимый императором Николаем Первым за то, что блестяще выступал в водевилях, захотел блеснуть в роли Гамлета. Благодаря поддержке императора дебют состоялся 24 августа 1854 года. Максимов провалился, спектакль больше никогда не шел. По воспоминаниям очевидцев, Николай был настолько раздосадован неуда.чей любимца, что скомкал программку, швырнул ее на пол и ушел из театра до окончания спектакля. Под полом царской ложи в вентиляционном отверстии мы, действительно, нашли скомканную програм.мку — единственную, сохра.нившуюся от спектакля. Этот полулегендарный эпизод оказался правдой! Я уверен, что театр хранит еще немало тайн, и со временем он их расскажет.
Смотрите также:
- Петербург. Как достается Слава, или Конь в пальто →
- Петербург. Обижать сфинксов себе дороже →
- Петергоф: от драгоценностей до мыльни →