Особенно страдают новоселы. У собственников-дольщиков, по сути, нет никакой возможности воздействия на вновь созданные товарищества и их руководства. Жители становятся заложниками консьержей, председателя и обслуживающего персонала.
Денежные клещи
«Жмут» хозяев квартир в основном с помощью денежных поборов. За каждый свой шаг обслуга требует оплаты по ценам, весьма далеким от разумных.
Вот что рассказала наша читательница Татьяна Иванова: «Сначала председатель запросила «вступительный взнос» 20 тысяч рублей, таких денег у нас не оказалось, тогда эту сумму снизили до 10 тысяч. Без взноса не давали никаких справок и к ремонту в новой квартире мы тоже приступить не могли. Доступ к стоякам, вентилям и т. д. — платный. Ключи только у председателя. В квитанции по квартплате новые позиции: административно-хозяйственные расходы — 200 р., непредвиденный ремонт — 120 р. субботник — 150 р. На все вопросы — один ответ: «Общее собрание постановило». Однако ни о каких «общих собраниях» нам никто не сообщал».
Мне самой пришлось столкнуться с аналогичными странностями в ТСЖ нового дома.
Нежданные двери
Когда мы с мамой пришли в правление в первый раз, нас удивила выставка-продажа дверей некой фирмы, устроенная прямо в правлении. Эти пластмассовые двери оказались весьма мифической защитой от воров и грабителей. Стоимость их варьировалась от 8 до 16 тысяч. Оказалось, что ключи от квартиры нам не выдадут, пока мы не поставим двери этой фирмы. Свои двери мы поставить не могли — требовалась некая лицензия от магазина. Нанять ремонтную бригаду поклеить обои мы тоже не могли, бригада опять-таки должна иметь некую лицензию. Причем, как оказалось, нужную лицензию имели только те бригады, рекламные проспекты которых в больших количествах лежали в правлении. В итоге, немного утомившись от новых знаний о ТСЖ, мне пришлось провести с членами правления короткую беседу с попутной демонстрацией журналистского удостоверения. Проблемы «дверей» и «ремонтников» решились сами собой.
К сожалению, большинство новоселов не имеют нужных удостоверений и не могут противостоять произволу председателей и правлений. Не зря Остап Бендер в свое время собирался пойти в домоуправы. Сын турецкоподданного понимал, что обслуживание дома — это золотое дно, а коммунальные платежи — просто Клондайк. За что только не пытаются содрать денег с новоселов! Например, во многих квитанциях только что построенных домов значится графа «обслуживание лифта», жильцы платят за обслуживание, а тем временем лифт начинает работать где-то через полгода, после вселения жильцов. Зато подъезды пестрят объявлениями об услугах грузчиков — 100 рублей за этаж. Представить себе суммы, которые выплачивают несчастные новоселы, нетрудно. Трудно поверить, что правление ТСЖ не в курсе о том, что лифт не работает, или что бригады грузчиков не «отстегивают» правлению некую долю за «рекламу».