Автора!

   
   

Охраной этих норм в нашем городе занимается Северо-Западный филиал Российского авторского общества (РАО). Контролирует ситуацию, собирает, распределяет и выплачивает вознаграждение авторам, позволяя поэтам и композиторам творить, а слушателям соблюдать закон. Разъяснить тонкости мы попросили юристов договорно-правового отдела РАО СЗФ.

— РАО действует там, где автор не может проконтролировать распространение своих произведений, их массовость и получить вознаграждение, — рассказывает начальник отдела Елена ОХОНЬКО. — Прежде всего это касается публичного исполнения, показа. С книгами по-другому. Там издательство сотрудничает с автором, заключается договор, где обе стороны берут определенные обязательства. Как правило, пытаясь обеспечить себе наибольшую выгоду.

— А как распределяются гонорары, скажем, на концерте, где десятки авторов?

— Для всех авторов, чьи произведения представлены в шоу, вознаграждение составляет

5 % от общего сбора. Поэтому если выступает Александр Розенбаум, который, как правило, исполняет собственные песни, все деньги пойдут ему. Или возьмем группу «ДДТ», где Юрий Шевчук и певец, и композитор. А в сборном концерте действительно могут «сойтись» 20–30 авторов. Причем часто песни создаются в соавторстве, музыка — одного, стихи — другого. Важно знать степень участия каждого из творцов. Например, первые песни группы «Алиса» писались всем коллективом. Однако между собой музыканты заключили соглашение о распределении долей в гонораре.

На радио и телевидении еще сложнее — общий хронометраж эфира делится по секундам, и чем больше произведений одного автора звучит, тем значительнее сумма. У нас создана целая система распределения средств, это трудоемкая работа, требующая больших затрат.

— Допустим, хит сезона крутится в парикмахерской, маршрутке, поезде. Автопарк, сервисный центр или железная дорога тоже должны отчислять процент автору?

— Обязательно! Его творчество охраняется законом, музыка звучит в публичных местах, ее используют, а за это надо платить. Место значения не имеет — радиокомпания, супермаркет, самолет или фитнес-клуб. Еще деталь. Когда мелодия записана на диске — затрагиваются интересы нескольких «объектов» интеллектуальной собственности. Автора, исполнителя и производителя фонограммы. Всем им, например, радиостанция должна заплатить. Правда, понять это людям непросто. Иногда наших инспекторов принимают за рэкетиров. Владельцы кафе, ресторанов даже в милицию обращаются. Хотя наши требования абсолютно законны.

Дивиденды за папину песню

— СМИ пестрят историями о претензиях наследников известных певцов, писателей. Как долго они могут пополнять свой бюджет за счет великих родственников?

— Авторское право в России действует на протяжении всей жизни и 70 лет с момента смерти автора. Это международные показатели, они постоянно повышаются (1928 г. — 15; 1973 г. — 25; 1992 г. — 50; 2004 г. — 70 лет). После данного срока произведения становятся общественным достоянием и их можно использовать без выплаты вознаграждения. Поэтому потомки В. Ленина, Ф. Достоевского, Н. Римского-Корсакова уже ничего не получают. Ну а современное поколение старается не упустить свой шанс.

Например, у В. Соловьева-Седого, написавшего знаменитые на весь мир «Подмосковные вечера», три наследника. Они живут в Москве, Казахстане и Петербурге, и каждый регулярно получает определенные проценты. Выплаты начисляются и членам семьи Р. Глиера, автора «Гимна великому городу», художников П. Филонова, М. Шагала, Н. Серебряковой и др.

 — В таком случае, можно сказать, повезло наследникам Михаила Булгакова. Ведь он умер в 1940 году, а его произведения были опубликованы почти через тридцать лет после смерти писателя.

— Действительно, роман «Мастер и Маргарита» вышел в свет в 1966-м, «Собачье сердце» — в 1968 году. Поэтому 70 лет исчисляется с момента публикации. Так что родственники смогут еще несколько десятилетий получать дивиденды.

Чужое брать нельзя

 — Какие организации в Петербурге нарушают авторские права?

— Сначала скажу о законопослушных. Первыми к нам пришли и подписали договор представители Большого Гостиного двора. Но таких примеров меньше, чем хотелось бы. У нас идут постоянные споры с кинотеатром «Аврора», сетью ресторанов «Блиндональдс», магазинов «Карусель», Театром балета Константина Тачкина, «Ленэкспо». Злостные нарушители — студии кабельного телевидения. Они «уверены», что просто оказывают услугу, а не используют чужое творчество, и всячески уходят от ответственности.

Мы долго судились с Ломоносовским фарфоровым заводом. Защищали интересы наследников известного художника, который проработал на ЛФЗ несколько десятков лет, создал уникальную коллекцию. Завод до сих пор выпускает изделия с его рисунками, но заключить договор с РАО не хотел категорически. Ну что ж, заставили выполнить закон через суд, но все равно каждый год возникают какие-то вопросы.

Странные люди, не хотят понять, что автор — начало всего. Если он не создаст роман, пьесу, песню, им будет нечего исполнять, снимать, записывать и они не получат своих баснословных барышей. Но в финансах авторы по-прежнему самые обделенные.

Смотрите также: