80

Авторы наступают?

— Почему поднят такой шум — непонятно, — говорит начальник авторского отдела Северо-Западного филиала Российского авторского общества (РАО) Наталья ЛОХОВА. — Авторские права охранялись законом и в царской России, и в советские времена. А в 1993 году у нас был принят Закон «Об авторском и смежных правах». С тех пор мало что изменилось. Дома, в кругу семьи и друзей музыку можно слушать сколько угодно и совершенно бесплатно. А вот если музыкальное произведение звучит в общественном месте, то его владелец должен за это платить — обладателям авторских прав (композиторы и авторы текста) и смежных (исполнители, производители фонограмм). Под понятие общественного места попадают магазины, фитнес-центры, кафе, рестораны, такси, метро, парки…

Бесплатно в таких местах можно слушать лишь творчество Моцарта, Баха или, к примеру, «Боже, царя храни». Потому как их авторы умерли более 70 лет назад, а произведения уже стали общественным достоянием и под действие закона не попадают. А вот за трансляцию песен Димы Билана, Жанны Фриске, Мадонны и прочих звезд эстрады надо раскошелиться. К примеру, если в кафе до 10 посадочных мест, то ежемесячный платеж обладателям авторских прав составляет 400 рублей в месяц, до 40 мест — 1800. Если кафе вмещает до 181 посетителя, сумма выплат — 7500 рублей в месяц плюс по 20 рублей за каждое последующее место. Для ресторана эти цифры — 8100 рублей плюс 30 рублей. Владельцам таксопарков «за музыку в салоне» нужно отдавать по 500 рублей в месяц с каждой машины. Смежные права «стоят» примерно столько же.

Кому платить?

Конечно, суммы не такие уж и заоблачные. Да и платить надо не за использование одного произведения, а за всю фонотеку в целом. Но многие бизнесмены не спешат расставаться с деньгами.

— Платят, конечно, не все, — комментирует Наталья Ивановна. — Поэтому в нашей организации есть штат инспекторов, которые буквально ходят по кафе, ресторанам Петербурга и смотрят — соблюдаются ли там авторские права. Если дело дойдет до суда, то владелец заведения расстанется с крупной суммой.

Компенсация, которую ему придется выплатить, будет не меньше 10 тысяч рублей только за один случай незаконного использования произведения. Максимальная сумма взыскания — 5 миллионов рублей.

— Ругать бизнесменов за то, что они не платят обладателям авторских и смежных прав, я бы пока не стал. Потому что с самим законом еще не все ясно, — поясняет адвокат Вадим УСКОВ. — С 1 января 2008 года сбором платежей за использование авторских и смежных прав имеют право заниматься только аккредитованные государством организации. На данный момент таких в России просто нет! Кому платить? И если с авторскими правами все более-менее понятно — Российское авторское общество (РАО) — конкретный агент, более 40 тысяч авторов, и бизнесмены знают, куда уходят их деньги, — то смежными правами пытаются заниматься 3 конкурирующие компании. Чтобы получить аккредитацию, агенты этих фирм стараются заключить как можно больше договоров. И инициируют проверки тех же кафе и фитнес-центров. Поднимают шум в СМИ. Идет просто война за деньги. Каждый устанавливает те проценты, которые он хочет. Недавно в Москве уже был убит глава одной из этих компаний. Думаю, к осени ситуация прояснится, какие-то фирмы получат государственную лицензию, и люди смогут платить правообладателям по закону.

Вместо мальчика — дама

Споры вокруг авторских прав идут и в петербургских театрах. В конце марта спектакль «Маленький принц» показали в питерском ТЮЗе последний, 221-й раз. Дело в том, что раньше имуще.ственные права А. Сент-Экзюпери в России не охранялись, местные театры могли ставить его произведения в любой трактовке и ничего никому не платить.

С 1 января в силу вступила 4-я часть Гражданского кодекса РФ, ситуация поменялась, и наследники Экзюпери заявили о своих правах. Через РАО они разослали по питерским театрам письма с просьбой поделиться прибылью (7% от валовых сборов) и соблюсти некоторые условия при постановке «Маленького принца». Перевод определенного автора, художественное оформление, приближенное к рисункам Экзюпери, никакого музыкального сопровождения, роль принца должен исполнять мальчик до 14 лет. В ТЮЗе же и музыка есть, и принца играет Ирина Соколова. В итоге спектакль из репертуара решили убрать.

— Сразу пошли разговоры, что «Маленького принца» запретили. Это неправда, — утверждает Наталья Лохова. — ТЮЗу нужно было просто оформить документы и получить разрешение. И, скорее всего, правообладатели согласились бы оставить спектакль в прежнем виде. Их требования скорее относятся к новым постановкам, а не к уже существующим. Но даже попытки поговорить с наследниками Экзюпери не было. Российские театры нередко ставят спектакли, абсолютно забывая об авторах текстов и музыки. Послезавтра премьера, а сегодня приходят за разрешением на постановку. Вот у нас один бизнесмен из Болгарии музыкальную радиостанцию открывал. Так он в самую первую очередь с авторами договорился, как это принято во всем мире. К слову, с нового года под охрану Закона об авторских и смежных правах попали произведения не только Экзюпери, но и М. Метерлинка, Ф. Легара, Р. Штрауса, а также отече.ственных авторов: Алексея Толстого, Сергея Рахманинова, Василия Лебедева-Кумача. Так что их наследники тоже могут прислать в наши театры «письма».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах