Примерное время чтения: 4 минуты
45

Заповедник попсы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 31/07/2002

Не задумывались ли вы, почему звезды отечественной эстрады неизвестны на Западе? Оперных, балетных, даже драматических исполнителей знают, а вот попсу - нет: "Продукт", производимый российским шоу-бизнесом, абсолютно неконвертируем.

Талант не нужен

Уж много написано о том, что звезду может сделать кто угодно из кого угодно, были бы деньги. Вот любящий муж Жасмин дарит супруге-медсестре роскошное шоу, которое ей остается украсить собой как вокалистке (зря, что ли, она брала дорогие частные уроки?). Тут главное не талант, а любовь. Но оказывается, когда звезду делают из девочки или мальчика "с улицы", талант еще более ни при чем! Парадокс? Только на первый взгляд. "Средненьким" исполнителем легче управлять, указывать ему, что и как петь, заставить раздеться в клипе или на сцене, главное же - платить копейки, попрекая: "Я вкладываю в твою раскрутку!" Такому исполнителю не стыдно петь под фанеру, тем более что по-другому он плохо умеет. Впрочем, искусство звукооператоров достигло таких высот, что даже если - в крайнем случае - придется петь вживую, мастера тут же, за пультом, поправят все огрехи.

У звезд, успевших раскрутиться еще в советские времена, положение пока стабильное - проблемам с голосом поможет звукооператор, озадачиваться поиском новой музыки ни к чему, и на "ретро" есть еще много любителей. Ну а если не все билеты проданы, можно создать видимость массовости, стоит администратору подсуетиться с приглашенными. На больших предприятиях остались профкомы, они с удовольствием распространят бесплатные билеты. Исполнителям с богатыми родственниками и вовсе не важно, продан ли зал. Их меценаты делают деньги совсем в других сферах, а здесь могут себе позволить тратить.

Самое удивительное, что талант певца не нужен и публике. Потребитель "съест" все, что раскручивается СМИ, чего много и что ярко подано. Это в обществе и является гарантией, что выступает - звезда!

Кстати о СМИ. Читали ли вы когда-нибудь критические статьи о творчестве (а не о личной жизни) наших кумиров? Об этом не пишут, потому что соваться в заповедник попсы небезопасно.

Как их раскручивают

Прежде всего через столичные радиостанции и телеканалы. Местные, питерские, здесь никакой роли не играют. Как попасть в ротацию? За очень большие деньги. А в хит-парады, "горячие десятки", победители интерактивных опросов? Нельзя безоговорочно утверждать, что тут все куплено, но были случаи, когда группа еще только заканчивает альбом, а уже числится на втором месте в хит-параде. Интерактивные опросы, которые объявляются как прямой эфир, на самом деле вполне могут оказаться записью, которую нетрудно скорректировать. Если диск не очень расходится (по слухам, это произошло с последним альбомом Земфиры), звукозаписывающая компания может создать ажиотаж, скупив первый тираж, глядишь, публика и зашевелится.

За свои неимоверные труды продюсеры и компании берут себе львиную долю заработков звезд. Та же Земфира, по слухам, получает лишь одну восьмую из 10-15 тысяч долларов гонорара за концерт. Самая высокооплачиваемая наша певица - Пугачева, гонорар за ее концерт, как говорят, может доходить до 25 тысяч долларов, но никто не знает, сколько остается примадонне. Тем более что злые языки утверждают: Пугачева вынуждена откупаться, чтобы ее "не потопили".

Многие из новоиспеченных звезд находятся в рабстве. Пахать приходится по 20 и более концертов в месяц. Уйти невозможно: предложат заплатить такие тысячи долларов "отступных", которых у певца заведомо нет. Даже если вырваться удастся, ни о какой сольной карьере речи быть не может, бывшие хозяева не допустят. Подобная история произошла с солисткой группы "Комбинация", которая ушла, как оказалось, в никуда.

Когда победим?

Обыкновенных граждан шоу-бизнес мало волнует. Разве что противно станет, когда в очередной раз услышишь одних и тех же исполнителей, одни и те же убогие песенки. Но случается, когда наши звезды определяют престиж страны, например во время конкурса "Евровидения". Нынешние никаких надежд на победу не оставляют. Да Россия и не хочет победить, иначе решение, кого посылать на конкурс, не доверили бы узкому кругу людей. Министерству культуры дела нет, общественность не привлекается, тогда как в других странах существует общенациональное голосование. В нашем заповеднике интересы шоу-мафии пока превыше всего.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах