«Надо сделать профессиональную пластинку»
SPB.AIF.RU: - Вас давно не было в Петербурге, не было хороших полноценных выступлений. Что будет на этом концерте?
Марина Черкунова: - На концерте будут все новые песни и обязательно сет наших состоявшихся мегахитов. Таких как «Бьет по глазам адреналин», «Не важно», «Сердце в руке» ну и ряд других вещей. Кроме того, для наших поклонников мы приготовили большой пул новых песен. Сейчас мы активно гастролируем по стране и смотрим на реакцию публики перед тем, как принять решение, какие песни войдут в наш третий альбом. Скорее всего, он выйдет весной.
SPB.AIF.RU: - Как в других городах поклонники принимают новые песни? Какие требования у вас к грядущему третьему альбому?
Марина Черкунова: - Новые песни люди принимают с удовольствием - это кайф для них. Мы приготовили большой концерт, в который вошли 22 песни - плотная программа из новых треков, переходящая в убойную концовку из хитов. Вообще мы решили показать нашим поклонникам свежий материал, чтобы быть уверенным на сто процентов в своих новых песнях. Не хочется ошибиться, надо сделать профессиональную пластинку.
Мы набрали большой опыт и много практики - хочется всё это воплотить. Нельзя сделать ни одной ошибки. Пластинка должна быть того уровня, как мы себя позиционируем и заявляем. Команда с возрастом более 10 лет, обязана соответствовать профессиональным требованиям к самим себе. Я всегда говорила, что не люблю полу-профессионализма. Если человек занимается своим делом, он должен вкладывать полностью все свои знания, всего себя.
SPB.AIF.RU: - Что сегодня нужно, чтобы песни были популярны и ротировались на радио?
Марина Черкунова: - В любом бизнесе, равно как и в шоу-бизнесе есть свои законы. Для песен существует так называемое условие «форматности». Песни на альбомах «причесывают» для того, чтобы брали в эфир на радиостанции. «Причесать» на сленге музыкантов значит убрать яркость, шероховатость - сделать радиоверсию. Мы не можем позволить себе звучать жестче, потому что кто-то придумал законы «формата». Если ты не попал в «формат» – никуда не попал. Информационных точек сейчас практически нет. Хорошо, что есть социальные сети, где музыканты живут и двигаются. Было радио «Максимум», которое сейчас не крутит русскую музыку – только старые хиты - новые не берут. Осталось одно «Наше» радио, где звучит русский рок. Волей-неволей приходится «причесывать» песни, чтобы они были «форматны».
SPB.AIF.RU: - Чем группа Total сегодня отличается от себя 10-летней давности?
Марина Черкунова: - Мы остались в своем ключе, формате. Та же экспрессия, только больше гитар появилось. Конечно, уже не девчачьи тексты – мы взрослеем. Набираемся опыта, за это время жизнь выкручивала во все стороны. В своей музыке мы пытаемся выразить то, о чем хочется кричать. Одну из наших новых песен «Больно не будет» я исполняю и каждый раз плачу. Я писала эту песню после аварии с участием моей дочери. Я сидела возле неё, когда она была в коме, и поняла, что должна работать, чтобы выпустить этот трек.
SPB.AIF.RU: - Вы сегодня работаете с продюсерами? Кто вам больше всего помогает?
Марина Черкунова: - Сейчас мы занимаемся своей музыкой самостоятельно, а над первым альбомом работал Максим Фадеев. Он живет по строгим законам шоу-бизнеса и знает, что нужно делать - великий профессионал.
Я очень благодарна своему партнеру и соавтору Жене Никулину. Он же является нашим барабанщиком и саунд-продюссером. Он занимается всем, что касается звука и сведения. Он разносторонне развит. Женя - человек, который самообразовывается в музыкальном плане каждый день. Сколько он музыки слушает! У него особенное видение. Очень педантичен, усидчив. Может зарубить песню на корню и заставить переписывать заново.
«Жизнь не дает расслабляться»
SPB.AIF.RU: - Какой период был самым тяжелым вашей жизни?
Марина Черкунова: - Я почти на три года вылетела сама из себя из-за аварии моей дочери. Автомобильная катастрофа. Восстановление было очень долгим – черепно-мозговая травма, кома. Она начинала с овощного состояния - заново учились ходить. Всё это тяжело и страшно. Тем не менее, мои ребята меня поддерживали и ждали. Единственный раз они уехали работать на «Фабрику Звезд». Вышло так, что Максим Фадеев ушел на этот проект и забрал моих музыкантов на гастроли. Тем временем я писала - начинала делать наш второй альбом с одним мальчиком аранжировщиком. Мои ребята откатали полгода и вернулись - наигрались попсу и захотели домой. Возвратились в том же составе. Правда, мы понесли большую утрату - с нами теперь нет бессменного любимого человека – нашего звукорежиссера Саши. Вместе с ним мы начинали, он буквально год назад скончался от острой сердечной недостаточности. Но Саню мы помним и частенько посвящаем на концертах ему песни. Так что жизнь не дает расслабляться.
SPB.AIF.RU: - В чем отличие третьего альбома от двух предыдущих?
Марина Черкунова: - Музыка стала лязгущая. Она будет ближе к брит-попу, такая лондонская. Записано несколько гитар. И спасибо Максу Фадееву, благодаря ему мы впервые записали живые барабаны в хорошей студии. В России мало кто пишет ударные вживую. У Валеры Парамонова прекрасная студия - там записывалась Лара Фабиан, Первый канал, Юрмала пишется и ещё много музыкантов. Эта студия не практикуется на рок-музыке. Там вообще поп-музыкальная студия.
Максим Фадеев поговорил с Валерой Парамоновым, и тот согласился нас записать - ему очень интересно было поэкспериментировать со звуком. Специально для записи барабанов они заказывали толстые стены, из которых сделали ширму вокруг ударных, чтобы звук правильно отражался. Получилось просто потрясающе! Не сравнить с обычным сэмплом который можно загнать на компьютере. Здесь человеческий фактор! У нас Женя до крови стирал руки барабанными палочками и бросал их, говорил «больше не могу». Нас ещё подгоняли, потому что должен был приехать Игорь Крутой и Лара Фабиан - она только там пишется. Да и нас время поджимало – надо было уезжать в гастрольный тур. Вообще звук в третьем альбоме не будет другим по качеству. Он не будет громче, не будет грязнее – он будет чище и плотнее.
Уже сейчас песня «Море» ротируется на «Нашем» радио. Это самая легкая и «качевая» песня. Также можно услышать трек «Здравствуй, мой день» - это эксперимент. Впервые в истории группы Total светлая, мажорная песня. Позитивный трек, но достаточно мощно звучащий - мне приятно его исполнять. Эти две песни специально создавались для радио.
SPB.AIF.RU: - Часто ли бывает плохой звук и слабая техника на гастролях?
Марина Черкунова: - Бывает, особенно когда приезжаешь в какой-то дорогой клуб - красоты налепят, а выстроить звук не додумаются. Или же просто нет нормальных людей, которые могли бы это контролировать. Мы недавно были у своих друзей в Астане. Они открыли огромный, пафосный, дорогой клуб. Меня пригласили выступить на открытии. До этого я приезжала к ним на презентацию другого заведения, и звук был потрясающий. А здесь все звуковые колонки и сабы на сцене поставили позади артиста. Вокальных мониторов не было вообще. Хорошо, что у меня была ещё радиосистема, я себя кое-как слышала.
А еще был город Киров, клуб «Победа» - весь железный и сцена огромная, высотой метра два как минимум! Народ, задрав голову, смотрел на сцену. Мы тогда начинали - первые гастроли, волнение. Сашка звукооператор с пультом стоит в центре зала. Никто не догадался режиссерский пульт отгородить или чем-то прикрепить. На очередной песне я поворачиваюсь, чтобы показать Саше что-то по звуку, но не вижу, ни пульта, ни Саши. Зажмурилась, пою – думаю что делать. Поворачиваюсь – он стоит! Мне даже страшно стало, ведь по логике вещей так быть не может. Оказывается рядом с ним растанцевались девчонки, они его завалили и он упал. Пока я жмурилась - его подняли. Поставили охранников, чтобы его больше не раскачивали. А я уже думала, что у меня крыша поехала от волнения!
«Не думала, что возьму на себя функцию автора»
SPB.AIF.RU: - Прислушиваетесь ли вы к мнению поклонников, которое они выражают в социальных сетях?
Марина Черкунова: - Конечно, прислушиваемся. Один человек может ошибиться, а если мнение выражают десять людей, значит, есть момент, который мы не видим. Тем более к своему детищу относишься ревностно. Поэтому слушаем обязательно. Также важно мнение коллег.
SPB.AIF.RU: - Собираетесь ли спеть с кем-то дуэтом?
Марина Черкунова: - Со многими мы сотрудничаем, экспериментируем дуэтами. Вероятно, на этом альбоме реабилитируем песню «Рок победит», которую мы делали с Машей Макаровой и Гаей Арутюнян. Девчонки читают рэпак, а я пою припевы. Очень прикольная песня, злая по тексту, очень саркастичная, мы хотим включить её в альбом. Уже скоро будет ещё один эксперимент с группой «Смысловые Галлюцинации» и уфимскими ребятами-реперами. Дуэтные истории мне всегда интересны.
SPB.AIF.RU: - То есть в этом находите для себя что-то новое?
Марина Черкунова: - Конечно, ведь это получается своеобразный микс. Вообще я всем знакомым музыкантам говорю: «Давайте тусить!». Мы же вообще со «Смысловыми Галлюцинациями» вместе начинали, гастролировали, фестивали были, на которых пересекались. Куда бы мы ни ехали, везде была одна обойма артистов. Однажды мы летели в Алма-Ату на большом двухэтажном самолете. В 2002 году это было. Летели артисты, начиная с «Машины Времени», Бориса Гребенщикова, Гарика Сукачева, «Агаты Кристи» и заканчивая нами. Ну, мы рокеры там дали жару! Нас всех везли на день города и день рождения национального банка в Казахстане. Они там умеют гулять. Пригласили всех российских артистов. Во время полета в салоне возникла пауза, и тут голос Гарика Сукачева из тишины: «Чуваки, а если самолет упадет, рок в России – умер». А дальше от смеха начал вибрировать самолет.
SPB.AIF.RU: - Планируется ли на одну из новых песен снять клип?
Марина Черкунова: - Мы уже сняли, я очень переживаю, потому что не видела даже рабочих материалов. Но девочка делает очень талантливая, я видела её работы. Сняли очень странный клип на песню «Море», которая как раз таки в ротации «Нашего» радио. Снимали его в больнице, где люди с ортопедическими травмами лежат. Мы даже разрешение в Минздраве получали на съемку. Очень надеюсь, что клип получился. Скоро возвращаюсь в Москву и надеюсь получить то, что готово.
SPB.AIF.RU: - С какими песнями с третьего альбома пришлось тяжелее всего работать?
Марина Черкунова: - Есть такая песня «Время». Она является любимой у многих, в том числе и у моей дочери Насти. Я песню не сразу восприняла, она была для меня какая-то неродная. Так бывает, какое-то отторжение по энергетике. Писалась она очень сложно, я не могла оформить эмоцию, мысль. Может быть, потому что в основном всегда я мелодию пишу сама, а Женя делает аранжировку. А здесь он сам предложил мне мелодию. На концертах я её пою, но до сих пор не влюбилась в неё, но она нравится всем остальным. Такое часто бывает - парадоксальное несовпадение. Я очень благодарна песне «Бьет по глазам адреналин», но я её всю жизнь ненавидела исполнять. Она для меня была бездуховная. Может быть, потому что там пустой текст. Но сейчас я отношусь к ней с уважением и благодарностью. Я понимаю, что она нравится людям и с глубочайшей благодарностью исполняю её. Но никогда я не была в неё влюблена. Меня спрашивают: «О чем песня?», а я отвечаю: «Откуда я знаю? Не я её написала».
SPB.AIF.RU: - Первый альбом был очень удачный – группа заявила о себе. Второй альбом был принят тише. Был подъем и спад, сейчас нужен новый подъем. Не тяжело ли возвращаться с третьим альбомом?
Марина Черкунова: - Тяжело всегда. Во втором альбоме мы, может быть, сделали неправильные тактические ходы. Во-первых, мы остались в одиночестве, и не было человека, который правильно занимался бы нашей пиаром, который помог бы правильно расставить приоритеты. Мы просто выпустили пластинку, потом был Live. Много песен со второго альбома мы играем. Люди им радуются, то есть там песни, которые стали признанными. Спасибо этому альбому – мы поверили в себя.
Находясь в сотрудничестве со своим братом Максимом Фадеевым, я никогда не думала о том, что я возьму на себя функцию автора. Фадеев нас многому научил. Он сказал мне единственную фразу: «Ты все можешь сама. Бери все в свои руки и у тебя все получится». Я попробовала один раз, а потом с опытом, с каждой новой песней всё стало получаться. И я считаю, что второй альбом - наш первый робкий опыт, но вполне достойный. Мы записывались в условиях абсолютного безденежья. Он был сделан буквально на коленках, но, тем не менее, там есть достойные песни. С третьим альбомом мы не спешим.
Конечно, на данном этапе мы бы не отказались от чьей-то поддержки, ведь мы всего сейчас добиваемся своим трудом. С другой стороны я очень рада, что никому ничего не должна. Самая главная цель в моей жизни – наследить побольше, чтобы моим внукам было о чем поговорить. Хочется, чтобы близкие тобой гордились.