Каких только имен ди-джеев не прочтешь на афишах! Однако широкой публике известны всего несколько, и среди них - питерский DJ Цветкоff. Леша Цветков начал играть свою любимую электронную музыку с 1995 года - на радио "Рекорд" и в клубах. Теперь программа переехала на новую станцию "Динамит", которая вещает на обе столицы и еще 170 городов. Клубная география тоже расширилась - Леша ездит по стране, а в декабре уже во второй раз отправляется в Израиль. За плечами несколько студийных альбомов, ремиксы для Тани Булановой. 16 ноября Цветкову будет вручена народная музыкальная премия "Золотой граммофон". Он получит ее наряду с суперзвездами российской эстрады.
Как грязи, но без мега-звезд
- Как складывается у нас пришедшая с Запада ди-джейская школа шоу-бизнеса?
- Я считаю, что очень хорошо - ди-джеев сейчас как грязи. Кого не спроси - все ди-джеи! (улыбается). Другое дело - каков уровень. Совершенно не западный, все по-русски. У нас рекорд-компаниями не вкладываются деньги в раскрутку ди-джеев, как на Западе, наши продюсеры предпочитают раскручивать своих жен и подруг. Поэтому пока нет мега-звезд, как, например, немец Пол Ван Дайк. Все пытаются пробиваться своими силами.
- У нас это может быть работой, приносящей доход?
- Трудно сказать. Есть несколько известных ди-джеев, которые зарабатывают достаточно и могут себе ни в чем не отказывать. А начинающие получают мизер. У меня есть ди-джейская школа, в которой учу сводить пластинки, рассказываю о стилях, откуда пошла эта музыка. Занимаются полтора-два месяца, потом даже трудоустраиваются по клубам. Так вот, из первых выпусков люди уже стали известными по городу. Обучение стоит 6 тысяч рублей. Если человек работает, деньги эти быстро отбиваются. Преподаю уже года два.
- Какой смысл создавать себе конкурентов?
- А это не конкуренты, это мои преемники. Я вкладываю свои знания и умения, они все равно потом по-своему все интерпретируют. Места хватает для всех. Конкуренция на рынке, безусловно, есть, но ди-джей должен быть прежде всего индивидуальностью. Случаев, когда человек кого-то копирует, много, и это в итоге - провал. Меня постоянно просят поделиться опытом, поэтому я и создал школу - как официальную возможность научить технической стороне дела, но если у человека нет таланта или чувства ритма, ничем не поможешь.
Фишки и приколы
- Есть у ди-джеев профессиональные фишки?
- Конечно. Во-первых, сумка. На них целая мода. Например, Пол Ван Дайк рекламирует новую сумку, и все, кто любит его и транс-музыку, носят такие. В любом случае, сумка должна быть большая, чтобы влезало много пластинок. У каждого ди-джея с сумкой связаны свои приколы. У кого-то она строгая, черная, у кого-то - вся обклеенная багажными бирками из путешествий. У меня, например, ярко-желтая. Еще ди-джею необходимо иметь специальные наушники (бывают с одним ухом или с двумя), свои иглы для пластинок, губку для них же. Пожалуй, все.
- Как ты достаешь пластинки и чем они отличаются от обычных?
- Достать очень трудно, в Питере выбор маленький. Я открыл специальную кредитную карту, чтобы заказывать в Германии, через Интернет. Две-три недели они сюда идут посылкой. Ди-джейский винил - это обычный винил, но немного другим способом записанный: на пластинке по одной-две композиции на каждой стороне. За счет этого качество звучания становится лучше. И это одна песня в нескольких разных ремиксах, разных версиях. Ди-джей привносит потом что-то свое, обрабатывая пластинку на пульте, где есть самые разнообразные звуковые эффекты. Одна пластинка стоит в среднем 12 долларов. У меня около 2,5 тысячи пластинок. Хранятся у родителей - почти вся бывшая моя комната забита. Среди них нет ни одной, которую можно было бы выкинуть, но качество звучания теряется где-то после 70 проигрываний, начинает шипеть. Хотя многие говорят, что в этом особый кайф. Я согласен. Вообще, сейчас многие переходят на цифру, на CD, но, по-моему, настоящий ди-джей должен ставить пластинки - аналога такому звучанию нет. В виниле главная фишка!