Все, что мы каждый день выбрасываем в мусорные бачки, не растворяется в воздухе. Сегодня в Ленобласти существует 11 полигонов и 60 официальных свалок для всех видов отходов. По норме, на каждого петербуржца приходится около 1,45 куб. м мусора в год, но на самом деле мы выбрасываем больше. Городские отходы ежегодно увеличиваются на 5–6 %. Часть из них попадает на «дикие» свалки, потому что официальные полигоны давно переполнены. Таких гигантских вонючих куч в Ленобласти около 70.
Помойками стали и придорожные лесополосы в Ленобласти и пригородах Питера — найти чистую полянку для весеннего пикника неподалеку от дороги практически невозможно. Штрафы за несанкционированные свалки настолько малы (всего 50 рублей за нарушение), что многие предприятия, ЧП и мелкие фирмы предпочитают не тратить деньги на заказ контейнеров. Многочисленные мелкие кафе и ресторанчики тоже не считают нужным заключать договоры о вывозе мусора и выбрасывают пищевые отходы куда придется, предоставляя коммунальщикам самим с этим разбираться.
Да и существующие заводы по переработке мусора не справляются с объемом работы. Кроме того, они требуют модернизации.
Разделяй отходы!
Сейчас все упирается в деньги. Стоимость одного современного полигона составляет около 2 млн. долларов. Но с его появлением проблема не решается. Нужны новые перерабатывающие заводы и введение системы сортировки мусора. На Западе у жилого дома стоит несколько мусорных бачков — каждый предназначен для определенного вида отходов: стекло, пластик, бумага и пищевые отходы. Кроме того, в Евросоюзе существуют еще и правила для производителей, согласно которым все упаковки должны быть выполнены таким образом, чтобы могли пойти в переработку.
В 2005 году губернатор Матвиенко распорядилась к концу 2006-го организовать раздельный сбор бытовых отходов. На средства городского бюджета было закуплено 4400 контейнеров. Однако, по данным общественной организации «Гринпис», к декабрю было установлено только 10 % приобретенных на казенные средства контейнеров.
Пилотные проекты внедряются в четырех районах. Но пока доля селективного сбора мусора составляет всего 5 %, тогда как у соседки-Европы — 50 %.
Дело не только в средствах, но и в менталитете. Заставить горожан дер.жать дома два-три ведра для разных видов отходов, сортировать мусор по разным пакетам — это из области фантастики. Ведь даже в законопослушной Дании понадобилось целых 20 лет (!), чтобы приучить жителей пользоваться разными контейнерами.
Смотрите также:
- Проблема с запашком. Бюрократия не дает решить проблему утилизации отходов →
- Больше свалок! Петербург делает ставку на открытие новых полигонов →
- Дым Отечества. Хорошие фильтры делают его безвредным →