aif.ru counter
Артем КУРТОВКсения ЯКУБОВСКАЯ 687

Проблема с запашком. Бюрократия не дает решить проблему утилизации отходов

В Санкт-Петербурге не работает ни один мусороперерабатывающий завод. Предприятия в Янино и на Волхонке не в счёт, они слишком малы и оборудование на них устарело.

Об экологии никто не задумывается.
Об экологии никто не задумывается. © / АиФ

О том, что Санкт-Петербург не справляется с тем количеством бытовых отходов, которое исторгает, а специалисты предвещают региону экологическую катастрофу, «АиФ» писал много раз. Но дело не двигается с мёртвой точки. Полигоны переполнены, новые заводы по переработке простаивают без дела, а недобросовестные перевозчики засыпают мусором окрестности города. 

4 года без работы

Ещё в 2012 году Владимир Путин дал поручение правительству России разработать комплексную стратегию обращения с твёрдыми бытовыми отходами. Он прекрасно понимает, что наша страна может превратиться в одну большую помойку, если не принять срочных мер. А вот чиновники рангом пониже либо не осо-
знают всей остроты проблемы, либо кормятся с мусорного бизнеса. В Санкт-Петербурге не работает ни один мусороперерабатывающий завод. Предприятия в Янино и на Волхонке не в счёт, они слишком малы и оборудование на них устарело.

Самый возмутительный пример чиновничьей бюрократии - простаивающий без дела огромный мусороперерабатывающий комплекс в Обухово, строительство которого началось в 2008 году. Проект высоко оценило правительство Валентины Матвиенко. Мощность завода - 100 тысяч тонн бытовых отходов в год, т. е. завод мог бы полностью разгрузить от мусора один из самых густонаселённых районов в Петербурге - Фрунзенский, а также его соседей - Московский и Невский. Мусор на заводе не только сортируется, но и перерабатывается во вторичные продукты. Кроме того, открытие комплекса могло бы дать новые рабочие места. Казалось бы, чего ещё надо?

Но вот парадокс: хотя все разрешительные документы на работу комплекса были получены ещё в конце 2011 года, завод так и не заработал. 

- Мы, группа бизнесменов, вложили в это строительство более 20 миллионов долларов, - рассказывает Олег Гвоздев, генеральный директор завода в Обухово. - Мусоросортировочный завод - это лишь первый этап большого проекта. Рядом должны вырасти мусороперерабатывающее предприятие, производства, использующие вторичное сырьё. Но мы и не предполагали, что наш проект вызовет такое противодействие со стороны чиновников. Вот уже 4 года цеха простаивают! Мы не можем решить вопрос интеграции предприятия в систему городской коммунальной инфраструктуры. Проще говоря, управляющим компаниям невыгодно везти к нам отходы, потому что, вывозя их на свалку, можно получать хорошие откаты от перевозчиков. Об экологии при этом никто не задумывается...  

Смердящие кучи - выгоднее?

Сами инвесторы полагают, что во всём виноваты перевозчики, которые и «заказывают музыку» на мусорном рынке. 

- Они получают основную прибыль и не забывают делиться с чиновниками, чтобы те притормаживали развитие мусоропереработки в Петербурге. Ведь если в городе будет запущена программа по строительству мусороперерабатывающих предприятий, и отходы начнут поступать туда, тарифы за вывоз мусора заметно снизятся, - возмущаются бизнесмены. 

Объяснить снижение тарифов несложно: мусоропереработка - это прибыльное дело, которое позволит снять часть трат с каждого горожанина. 

В Европе, Америке и Китае это давно поняли, мусорный бизнес там - гигантская индустрия, которая подстёгивает экономику и увеличивает ВВП. 

У нас же, несмотря на поручение президента, предпочитают по старинке сваливать мусор в гигантские смердящие кучи. 

- Совсем недавно жители Красного Села митинговали против строительства полигона медицинских отходов, - продолжает Гвоздев. - Их понять можно, кому хочется жить рядом со свалкой, где кто знает, какая зараза хранится. Но отсутствие данного полигона говорит о том, что опаснейшие отходы из медучреждений поступают на обычные свалки. 

И где гарантия, что из-за этого у нас не вспыхнет эпидемия Эбола, птичьего гриппа, свиной чумы или сибирской язвы?

Кстати, в кулуарах Смольного говорят, что проблема - в лобби на федеральном уровне. Именно там спускают на тормозах все  поправки от регионов в мусорное законодательство.

Не можем диктовать правила

Леонид Шимарек, начальник отдела по обращению с отходами производства и потребления Комитета по благоустройству СПб:

- Сегодня в Петербурге в сфере обращения с отходами рыночные отношения в чистом виде. Управляющие компании нанимают транспортные организации, которые работают с заводами по переработке мусора, либо с полигонами. Город в этой цепочке взаимоотношений не участвует. У нас нет таких полномочий. Всё, что в наших силах - различные согласования, разрешения, включение в различные программы, - мы сделали для мусороперерабатывающего завода. Он признан организацией коммунального комплекса. Мы учитываем завод во всех городских планах. Но им надо более активно работать по привлечению клиентов. Они должны сами найти себе потребителя. Город не может диктовать управляющим организациям или перевозчикам, с кем им заключать договоры и чьими услугами пользоваться. Вообще, сегодня законодательство федерального уровня в этой сфере не соответствует нашим желаниям. Для того чтобы активно развивать переработку мусора, стимулировать инвестиционные проекты, хоть как-то контролировать перевозчиков, нужны определённые меры и общие правила. Мы ожидаем уже несколько лет, что в федеральный закон об отходах производства и потребления будут внесены изменения, которые позволят городу повлиять на эту сферу в интересах жителей. В первую очередь, на взаимоотношения между игроками рынка. Сейчас у нас нет регулирующей функции.

Мусор - в лес

Вячеслав Прохоров, исполнительный директор «Санкт-Петербургской Ассоциации Рециклинга»:

- Я работаю в этой сфере 20 лет, а наша ассоциация существует почти 10 лет, и за это время не было построено ни одного объекта, который бы работал в отрасли переработки отходов. Поддержки от государства - тоже никакой. Зато огромное количество бюрократических проблем. Казалось бы, принимали столько целевых программ, но какие-то сошли на «нет», а другие намеренно загубили. Одна из главных сложностей - то, что нет никакого контроля над этой отраслью. К примеру, существуют тарифы, которые установлены на транспортирование твёрдых бытовых отходов. Управляющие компании собирают с жителей деньги, потом устраивают конкурс для перевозчиков. А так как сейчас не введён институт саморегулирования и отменены лицензии - кто хочет, тот и возит. И зачастую такие неспециализированные перевозчики предлагают услуги дешевле, чем обходится организованное хранение на полигоне. А значит, машина вывозит отходы в ближайший лесок. Да и не секрет, что нередко сами эти УК направляют деньги на свои нужды, а не на благо жильцов. Нужен контроль и за конкурсами, и за перевозчиками. Но здесь наступает конфликт бизнес-интересов. И пока это так, проблема не будет решена.

Кстати

После завершения строительства Зимнего дворца вся площадь была завалена строительным мусором. Император Пётр III принял гениальное решение: он объявил народу, что каждый желающий может бесплатно взять с площади всё, что угодно. Через несколько часов весь мусор был расчищен.

Смотрите также:




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда в Петербурге включат отопление?
  2. Правда, что в Петербурге установлен температурный рекорд последних 136 лет?
  3. Как оформить визу в Финляндию после 1 сентября 2019 года?
Сколько денег вы потратили на обновление осеннего гардероба?