Как удается содержать мегаполис в чистоте, можно ли говорить об экологической безопасности при существующем положении вещей, обсуждали на деловом завтраке в ресторане «Строганов Стейк Хаус» представители власти и экологической общественности, участники рынка обращения с отходами.
Устаревшие биобарабаны
На завтраке выяснилось, что у нас самый большой в Европе полигон для захоронения бытовых отходов - 62 гектара, сообщил Александр Фролов, советник директора мусороперерабатывающего завода
МПБО-2. Высота этой грандиозной мусорной кучи в Новосёлках составляет 40 метров, что, конечно, не повод для гордости, тем более что работать полигону осталось два года, его ресурсы почти исчерпаны.
Но альтернативы ему нет. Другой площадкой утилизации является завод. Его головное предприятие расположено в Янино, филиал - на Волхонском шоссе. Мощность обеих механизированных площадок рассчитана на переработку 180 тысяч тонн мусора в год каждая, но реально заполняются всего на 70% по официальным заявлениям, а по неофициальным данным и того меньше. Трёхкратная разница в тарифах на захоронение на полигоне и переработку на заводе сделала загрузку завода невыгодной для перевозчиков отходов, самостоятельных коммерческих структур. Дешевле вывезти мусор на полигон.
Но даже если бы заводы работали на полную мощность, их производительность давно не соответствует потребностям города, который образует всё больше бытовых отходов. Технология МПБО устарела. Предприятие в Янино - 1995 года постройки, филиал на Волхонке работает с 1971-го. Суть технологии - в переработке мусора как органических отходов. С тех пор многое изменилось. Теперь основную часть бытовых отходов составляет упаковочный материал. Биобарабаны завода, которыми так гордились в 1990-е, не рассчитаны на переработку пластика, полиэтилена, стекла. Время от времени появляются концепции по модернизации завода. Одна из них обсуждается и сейчас, сообщил на деловом завтраке Леонид Шимарек, начальник отдела по обращению с отходами производства и потребления комитета по благоустройству.
Если манёвр не удался
Кардинально изменить положение может строительство нового современного мусороперерабатывающего завода. В 2011 году правительство города подписало соглашение с греческим консорциумом «Актор С. А. - Актор Консессион С. А. - Хелектор С. А.». Но работы не начались. Весной 2014 года на экономическом форуме в Петербурге город подписал соглашение о кредитовании строительства завода и его эксплуатации с ВТБ «Капитал» и ООО «Левашово. Мусоропереработка. Проект». Значит ли это, что итоги конкурса 2011 года, победителем которого был «Хелектор Актор», отменены?
По словам Леонида Шимарека, ВТБ «Капитал» стал соинвестором проекта вместе с греческим консорциумом, подмены инвестора здесь нет.
Как заметил на это контр-адмирал в отставке Всеволод Хмыров, бывший заместитель председателя комитета по благоустройству и начальник управления по обращению с отходами, принимавший участие в подготовке конкурса на строительство завода, на флоте есть правило: если манёвр не удался, его надо прекратить. Не выкручиваться. Логичнее было бы отменить результаты предыдущего конкурса, что расчистило бы площадку для новых деловых отношений.
Вопрос цены на переработку волнует всех участников рынка. Не будет ли новый завод простаивать без работы, как нынешний порой?
- Будет ли это дотируемое производство? - интересовался на деловом завтраке Александр Подгосник, генеральный директор компании-перевозчика «Спецтранс «ПАЛИР».
- Осуществление проекта зависит от тарифа, который утвердят, - считает Игорь Алейников, генеральный директор автопарка № 6 «Спецтранс», крупнейшего перевозчика бытовых отходов. - Но в рамках нашего мегаполиса это единственный проект.
Собственник отходов
- Нужны чёткие критерии работы всех участников рынка, - полагает Александр Подгосник.
Многие перевозчики бытовых отходов предлагают вернуть лицензирование на этот вид деятельности, что позволит отсечь недобросовестных игроков, «благодаря» которым растут за городом несанкционированные свалки. А Игорь Алейников выступает также за введение территориальной ответственности, когда один район станет обслуживать одна компания.
О комплексном обслуживании, но в ещё более широком понимании, говорил на деловом завтраке и Всеволод Хмыров:
- Я за то, чтобы город проводил конкурс на комплексные услуги по санитарной очистке, когда на территории, близкой к району, осуществлялась бы и перевалка груза. Автопарки
№ 6 и № 1 должны иметь легитимные площадки сортировки. Сегодня они не входят в систему санитарной очистки города. И городу это почему-то неважно.
По мнению Анатолия Язева, генерального директора автопарка № 1 «Спецтранс», камнем преткновения является несовершенство Федерального закона № 89 «Об отходах производства и потребления», принятие поправок к которому ждут много лет. Новый законопроект о внесении изменений должен определить, кто является собственником бытовых отходов, что позволит установить порядок работы с ними.
Пробелы в законодательстве сказываются и в других случаях. За пределами компетенции органов власти оказались возможности централизованного управления сферой обращения с бытовыми отходами, хотя, по мнению отдельных участников бизнес-завтрака, зачастую для принятия решения просто не хватает политической воли.
В частности, это касается внедрения системы учёта потоков отходов. Государственная информационная система, созданная в соответствии с законом о ГИС, так и не заработала.
Не могут найти общий язык город и область. Как сообщил Юрий Шевчук, председатель Северо-Западной общественной организации «Зелёный Крест», Ленинградская область изучает техническую возможность обойтись без полигонов для захоронения и построить свои предприятия по переработке мусора к 2030 году. Каждый субъект Федерации - город и область - собирается завести отдельные заводы, хотя в одиночку не осилили пока ни одного.
Блиц-интервью
Игорь Алейников, генеральный директор автопарка №6 «Спецтранс»:
С приходом к управлению отраслью новых людей хочется надеяться, что её деятельность будет реально контролироваться.
Анатолий Язев, генеральный директор автопарка №1 «Спецтранс»:
- Вся проблема в вопросе собственности на отходы. Если не урегулирован этот принципиальный момент, то погружаемся в судебные разбирательства.
Любой специалист в области обращения с отходами скажет, что надо принять поправки к закону № 89 «Об отходах производства и потребления». Потому что там есть правовой вакуум, и его используют.
Сколько лет законопроект ходит по кабинетам! Когда решим вопрос с собственностью, тогда и будут строиться заводы.
Александр Подгосник, генеральный директор компании «Спецтранс «ПАЛИР»:
- Лицензирование деятельности в области транспортировки отходов вернёт в цивилизованное русло работу перевозчиков.
Рыночные отношения в сфере обращения с отходами должны быть не только у перевозчиков, но и по всей цепочке от образования до утилизации, в противном случае должно быть чёткое государственное регулирование этой отрасли.
Не тариф, а профессионализм и качество должны быть основными критериями конкурсного отбора.