209

Дым Отечества. Хорошие фильтры делают его безвредным

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Аргументы и факты - Петербург 28/10/2014
Яна Хватова / АиФ

«АиФ-Петербург» продолжает проект - «Экологическая безопасность». Это разговор на тему, как сделать нашу жизнь защищённой. Неблагоприятное состояние окружающей среды в результате человеческой деятельности становится порой угрозой. Насколько возможно управлять экологическими процессами, прогнозировать и предупреждать их негативное воздействие на человека? Как снизить риски для здоровья, как выбрать безопасные технологии экономического развития, как определить допустимый уровень влияния антропогенных факторов на окружающую среду - на эти сложные вопросы постараются ответить сегодня и в последующих выпусках проекта специалисты-практики, учёные, руководители компаний и чиновники.

Власти ввели талоны на утилизацию строительного мусора, которыми не сможет воспользоваться никто, кроме конкретного образователя отходов. Благодаря этому можно будет отследить, откуда и куда они вывезены. О том, что предпринимается для решения городских экологических проблем, рассказал Валерий Матвеев, председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

За чистую воду

- Валерий Николаевич, как вы оцениваете состояние городской акватории, и часто ли выходит на ликвидацию аварийных разливов техника специализированного предприятия «ПиЛАРН»?

- К сожалению, достаточно часто - до 150 раз в году. То есть каждый второй день что-то происходит. Главная проблема - в определении источника загрязнения, его редко удаётся установить. Количество сбросов в наши реки и водоёмы говорит о том, что виновники чувствуют себя безнаказанными. За год помню только один случай, когда удалось определить причину аварийного разлива. В Пушкинском районе один из гипермаркетов крупной торговой сети сбросил более трёх тонн дизельного топлива в канаву. Мы, конечно, соберём разлитые нефтепродукты, но это борьба со следствием, а не с причиной. К тому же абсолютно без последствий для природы разлив не ликвидируешь. Да и применяемые для очистки химические препараты негативно влияют на водную среду.

- Кто чаще становится виновником сбросов в акваторию - суда или береговые объекты?

- И судовладельцы этим грешат, особенно при бункеровке, и многие предприятия. Раньше была такая практика: комитет выдавал производствам, которые не имеют очистных сооружений и даже узлов учёта, разрешения на сброс сточных вод. Неизвестно, что эти компании сбрасывали и в каком количестве. И при этом получали разрешение! Таких согласований выдавалось до 60% от общего числа. Бизнесу, мол, надо развиваться, у него не хватает средств на очистку стоков. Но власть прежде всего должна заботиться о тех, кто пользуется водой. Пришли к выводу, что можем предоставить временное разрешение, если руководство предприятия берёт на себя обязательства в течение определённого времени - не более двух лет - построить очистные. А максимум за шесть месяцев установить учётный узел, чтобы, по крайней мере, было понятно, что сбрасывается и сколько. После этого некоторые компании стали подавать в суд, доказывая, что осуществить инструментальный контроль технически невозможно. Предприниматели не хотят тратиться, но большинство всё же соглашаются, и движение в этом направлении началось.

- К чему привела попытка установить новые правила?

- В результате на многих производствах построили качественные очистные. За год количество таких предприятий увеличилось на 11%. Правила должны быть едины для всех компаний: либо вы становитесь абонентами «Водоканала», либо сами устанавливаете локальные очистные сооружения, а мы их принимаем по акту после прохождения всех экспертиз. 

Замеряем у трубы

- В Красном Бору собираются строить завод по утилизации опасных отходов. Предполагается, что способом переработки станет технология сжигания…

- Надо знакомиться с опытом, который уже накоплен. В Австрии, в Вене, в черте города вот уже 20 лет функционирует большой комплекс по переработке мусора - и бытового, и медицинского. За работой завода установлен жёсткий контроль. Каждые пять лет, как рассказал его главный технолог, меняются все фильтры. И экологическая общественность не дремлет - представители «зелёных» постоянно делают замеры у трубы. Выброс вредных веществ в атмосферу практически исключён. Технология сжигания при эффективной четырёхступенчатой очистке даёт хороший результат. Зачем же изобретать велосипед? Мы решили перенять этот опыт.

- Справляются ли экомобили с функциями сбора опасных отходов у горожан?

- У нас два экомобиля, а нужно бы пять. За прошлый год одних только ртутьсодержащих электроламп собрано 23 тысячи штук. И всё же основную нагрузку принимают на себя стационарные посты. Сейчас приступаем к реализации новой программы - будем устанавливать экобоксы по всему городу, на согласовании 300 адресов. В планах увеличить количество экобоксов до двух тысяч. Поддержку инициативы получили от торговых сетей, которые предлагают установить их в гипермаркетах для сбора бытовых батареек. 

Жульничать будет сложнее

- Что делать с несанкционированными свалками вокруг города? Ведь это, в основном, строительный мусор?

- Да, когда мы изучили состав свалок, то выяснили, что на 90% - это мусор со строек. В течение многих лет вывоз строительных отходов существовал только на бумаге. Стройкомпании предоставляли комитету документы с полигонов и объектов рекультивации, что отходы якобы вывезены туда. Справки принимали, не проверяя их достоверность. А «пиратские» свалки росли. Анализ выданных разрешений на утилизацию показал, что из 10 миллионов тонн отходов реально попали на полигоны всего 2,5 миллиона. 75% отходов до полигона не доехали, а оказались, скорее всего, в ближайших оврагах. А нам предъявлялись фиктивные справки, купленные на полигоне.

- На полигоне продают?

- Это целый нелегальный бизнес. Сейчас разрабатываем автоматизированную систему контроля, охватывающую всех перевозчиков отходов. Комитет станет выдавать фиксированные талоны на утилизацию, которые нельзя перепродать. Конкретный образователь отходов - строительная компания - станет нести ответственность за то, чтобы они были доставлены в пункт назначения, указанный в технологическом регламенте. Но это не всё. Решили, что введём электронный мониторинг передвижения машин перевозчиков. У нас существует такая система слежения за опасными отходами, то же самое сделаем и со строительными. Когда система заработает, жульничать будет сложнее. 

Озеро будем спасать

- Как утилизируются медицинские отходы?

- Четыре года комитет реализовывал пилотный проект по обслуживанию одиннадцати медицинских учреждений. Вывозили и утилизировали отходы. Сбором занималось подведомственное нашему комитету предприятие «Экострой». Уничтожением - компания «Спецтранс», подчиняющаяся Комитету по благоустройству и располагающая установкой для утилизации. Настало время распространить приобретённый опыт на всех. Средства на это заложены в бюджет 2015 года.

- Будем ли спасать Сестрорецкий Разлив от заболачивания?

- Озеро надо очищать, но проблему можно решить только с привлечением специалистов. План технического задания на проектные работы поручено подготовить Институту озероведения. Сестрорецкий Разлив - историческое гидросооружение, объект федерального значения. Я обращался в Федеральное агентство водных ресурсов, где идею спасения озера поддержали. Проектные и изыскательские работы лягут на наши плечи. А в основных видах гидроработ не обойтись без привлечения средств из федерального бюджета. И предварительная договорённость об этом есть.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах