Спортивные репортажи, комментарии к олимпийским состязаниям и футбольным матчам, работа в «Телекурьере», потом своя авторская программа — «Адамово яблоко». Сейчас Набутов владеет собственной продюсерской компанией. А недавно в Санкт-Петербургской школе телевидения и рекламы он проводил мастер-класс.
Эфир в валенках
— Вы помните свой первый эфир?
— Мне года 22 было. В 80-е, когда шла Олимпиада. На канал позвонили «сверху», сказали, что теперь надо, чтобы кто-то начинал рассказ об очередном игровом дне перед всеми репортажами из студии в Москве. Ко мне подошли и сказали: «Через час выходишь в прямой эфир, галстук есть?» Я бегом за ним в гостиницу и обратно. Что тогда говорил, не помню. А вообще, первый мой репортаж был лет тридцать назад про мотогонки.
— Начинали экстремально — что и говорить. А вообще много нештатных ситуаций на площадке было?
— Много. Вот вам еще случай. На одном из нецентральных каналов была новогодняя трансляция. Москва. Гостиный Двор. Идет прямой эфир. Все внутри, а мне пришлось быть на улице — на открытой съемочной площадке. Температура — минус 35.
На то время, пока я ждал включения, охрана дала мне валенки, ушанку и ватник. Но все равно было холодно. А нужно же улыбаться, дарить зрителю хорошее настроение. И тут мне сообщают, что я должен быть в эфире не 2–3 минуты, а 8. И вот стою перед камерой. Типа, радуюсь. Но ничего, продержался с улыбочкой десяток минут прямого включения. Никто ничего не заметил.
Телеведущий — это продукт
— Любой ли может стать телеведущим?
— Ведущий — это продукт. Его должна «любить» камера, он должен уметь говорить. Но выбор типажа зависит и от предпочтений компании-спонсора, и от дирекции канала, порой, и от власти в городе. Сейчас много покупных обкатанных программ. К ним прилагается от авторов специальная «Библия» — инструкция, в которой прописано абсолютно все, в том числе и то, каким должен быть ведущий. Иногда кастинг проходит с участием обладателя прав на данную программу. Предпочтения же у всех разные: один любит попадью, другой — свиной хрящик. Нет рецепта, как стать востребованным ведущим. Факторов, влияющих на успех, очень много. Именно их совпадение позволяет тому или иному человеку вырваться вперед.
— Сложно сейчас пробиться, наверное, в телеэлиту?
— Время, когда можно было сделать на телевидении головокружительную карьеру, закончилось. Слава — она ведь вещь такая: длится, сколько отпущено. Например, передача «600 секунд», вроде, неплоха была, но после путча стала никому не нужной.
— Что происходит с современным телевидением?
— Сейчас это не более, чем один из видов бизнеса. Канал продает рекламодателю своего зрителя в определенное время. Чем выше рейтинг — тем дороже прайс. Если рейтинг падает, каналу приходится ставить больше рекламы. Здесь получается замкнутый круг. Передачу или показ фильма, который будет прерываться еще и представлением всяких товаров, мало кто захочет смотреть.
— Футбол-то сейчас смотрите?
— Если нужно было бы выбрать: играть или смотреть футбол, то я бы выбрал играть. Это гораздо полезнее для мужчины. Нужно держать себя в тонусе.
— То есть не интересен вам российский футбол?
— В футбол православные не выигрывают. Внутри нас нет раскрепощенности — «Азмь езмь червь». Конечно, это не серьезное объяснение причин наших провалов, но одно из возможных. Православные греки лишь раз становились чемпионами, да и то Европы. Мы только в 1960-м выигрывали — и все.
Смотрите также:
- Дмитрий Троицкий: Лень держит зрителей перед телеэкранами →
- Кирилл Набутов: «Мы всегда жили плохо» →
- "Телевидение - штука циничная, но..." →