Прощай, Юнтоловский заказник?

   
   

Экологи уже давно бьют тревогу вокруг ситуации с Юнтоловским заказником. Новостройки подобрались к нему вплотную, а тут еще мимо должен пройти Западный скоростной диаметр. Планируют построить здесь и новый зоопарк, и элитный жилой квартал.

По завету Петра I

Между тем Юнтоловский заказник - место поистине уникальное. Вот уже полтысячи лет он служит пристанищем для редких видов перелетных птиц. Для их изучения была даже построена орнитологическая вышка, но сейчас она не функционирует. Кроме того, в заказнике много растений, внесенных в Красную книгу Балтики.

Еще Петр I в 1720 году признал эти земли (10 квадратных километров) заповедными. А статус заказника они получили в 1990 году решением Ленсовета. Он даже включен в Международную сеть прибрежных охраняемых территорий. Поэтому здесь категорически запрещено выгуливать собак, рыбачить, разводить костер и загрязнять территорию.

«Все жгут, а мне нельзя?»

По словам главного инженера проектов отдела регионального проектирования РосНИПИ урбанистики Татьяны Марковой, сейчас заказник по существу превращается в городской парк, где бывает много людей. Бесследно это не проходит. То, что здесь выгуливают собак, еще полбеды. Настоящая катастрофа - пикники. Приморский район - один из самых густонаселенных в Петербурге, и десятки тысяч горожан в пятницу и выходные направляются в заказник жечь костры, жарить шашлыки, пить водку...

Компании гуляющих сидят в лесу буквально друг на друге. За собой почти никто не убирает: заказник зарастает горами бутылок, пакетов, окурков, очисток. Уже возникли стихийные неорганизованные свалки, на которых копошатся, пугая детей и женщин, жирные крысы. Ближний к городу километр лесополосы буквально вытоптан. Какие уж тут редкие животные и птицы... Они прячутся от людей в глубине леса, ближе к Лахтинскому разливу.

Ирина Виноградова, живущая на Планерной улице (она идет параллельно заказнику), говорит, что еще лет десять назад такого паломничества любителей шашлыков на природе не наблюдалось. Но район постоянно прирастает новостройками, людей все больше. А нетронутой природы все меньше. При этом рядом с заказником висят стенды, на которых граждан информируют, что здесь нельзя жечь костры и т. п., есть на них даже телефон Дирекции особо охраняемых природных территорий (232-37-93), по которому можно «настучать» на шашлычников. Но проинформировать дирекцию о нарушениях непросто, я пробовал 2 дня - телефон молчал. Пытался говорить и с самими отдыхающими. Те, кстати, в курсе, что жечь костры запрещено, но у них своя железная логика: «Все жгут, а мне нельзя?»

   
   

Деньги на кону

Однако ситуация с Юнтоловским заказником будет только ухудшаться. В прошлом году было принято решение застроить его буферную часть (около 500 га) элитными домами с паркингами. Защитники природы, экологи, ученые - в шоке.

- Глубочайшая ошибка - разрушать природную среду, которой Санкт-Петербург должен гордиться, - пишет в открытом письме властям известный петербургский орнитолог, доктор биологических наук Георгий Носков. - Юнтоловский заказник, этот природный комплекс, представляет собою наше природное историческое и культурное наследие, которое с моей точки зрения так же ценно, как Эрмитаж или Исаакиевкий собор. Уничтожать его - такое же преступление, как разрушить Зимний дворец».

Однако в администрации Приморского района дали понять, что новый квартал никак заказнику не повредит. Так же считают и в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. В неофициальном порядке чиновники говорят: «Тут такие деньги на кону стоят, не до птичек уже...»

Кстати о птичках. Если забраться в заказник поглубже, километра на два, можно услышать, как стучит дятел. Можно увидеть зайца. Еще проворно шелестят ежики. А вот кукушка, которую я встретил, прокричала всего три раза. Столько лет осталось жить заказнику?

Смотрите также: