Неделя Ленинградской победы

   
   

Неизвестная блокада

Споры о блокаде продолжаются до сих пор. Нет точных данных даже о жертвах! Подсчитано, что во время эвакуации по дороге в тыл от истощения и болезней умирал каждый четвертый. Когда город полностью освободили, осталось лишь 560 тысяч жителей. Но сколько всего людей погибли в те трагические дни - неизвестно. Специалисты также задаются вопросом, почему немцы так и не вошли в город.

- Еще в 1941 году, когда мы отступали из Пушкина, я не мог понять, почему немцы на наших плечах не вошли в Ленинград, - размышляет писатель, участник обороны Даниил Гранин. - Не существовало никаких заградительных отрядов, второго эшелона обороны. Об этом много говорили тогда на фронте. Почему во время зимы 1941 - 1942 годов, когда мы мерзли в окопах, голодали, умирали, они - не прорвались?

Будни подвига

Но главной «загадкой» остаются будни подвига. Что помогало ленинградцам сохранять достоинство, доброту, сострадание? Где они находили силы работать, воспитывать детей, ходить в театр?

Когда началась война, Людмила Эльяшова была студенткой Ленинградского государственного университета. Она всегда вела дневник.

- Становилось страшно, что немцы так быстро и близко подошли к Ленинграду, - рассказывает Людмила Леонидовна. - Нам выдали бутылки с горючей жидкостью, и мы, девчонки, приготовились защищать площади и улицы. 20 ноября 1941 г. я записала в дневнике: «Сегодня снова сбавили норму на хлеб. Не могу представить, что мы умрем от голода. Нет, мы выживем, и я напишу книгу о пережитом. Уверена, что буду счастлива!». Слово свое она сдержала.

Это трудно представить, но 23 ноября 1941 года Людмила отметила свой день рождения походом на... «Травиату». Мариинский театр давал на сцене «Мюзик-холла» один из последних спектаклей.

- Я благодарна блокаде, - признается Людмила Эльяшова. - Она сделала меня человеком, помогла сформироваться, видеть лучшее, прощать недостатки. Из глупой девочки я стала сильной и научилась ценить каждый день.

   
   

Согласна с ней и Вера Рогова:

- В городе, например, не было денег. Мы не получали ни копейки. Работали, сколько хватало сил, а чуть передохнув, шли в госпиталь выхаживать раненых. Все бесплатно.

Сама Вера Николаевна организовала детский дом для ребят осажденного Ленинграда. Там открыли школу и даже преподавали немецкий язык. Писатель Алексей Тихонов, приехавший с большой земли, был поражен: худенькие подростки не только учились, но и ходили на экскурсии по родному городу.

Удивительно, но Ленинград не знал массовых беспорядков. Наоборот, люди максимально старались поддерживать чистоту - и нравственную, и телесную. «Перед Новым годом мы все вымылись, хотя в комнатах стоял отчаянный холод», - записала в дневнике Людмила Эльяшова.

КВ со дна Невы

Блокада до сих пор преподносит сюрпризы. Недавно в Шлиссельбурге в Музее обороны Ленинграда установили редкий экспонат - тяжелый танк КВ-1, «Клим Ворошилов». Во время войны такие выпускали на Кировском заводе. Прямо из цеха машины шли на передовую, наводя ужас на противника своей быстротой и... белым цветом. Не случайно немцы назвали их «Призрак». Один подбили... На поверхность со дна Невы его подняли только в 2007-м. Несмотря на проведенные 60 лет под водой, орудие хорошо сохранилось. А поисковики говорят, что на дне Невы лежат еще сотни единиц боевой техники. Вахта памяти продолжается.

19 января в Петербурге стартовала неделя Ленинградской победы. Жителям осажденного города, фронтовикам и труженикам тыла будут вручены памятные знаки в честь 65-летия полного освобождения от блокады. Всего их изготовлено около 200 тысяч. Также персонально каждому адресату придут письма-поздравления за подписью Валентины Матвиенко. Во всех районах состоятся торжественные мероприятия, а 27 января - праздничный концерт и представление на Дворцовой площади.

И все же главное, чтобы мы и в будни не забывали о наших ветеранах, охраняли их от горечи и несчастий. Слишком обострена до сих пор память, слишком многое и многим пришлось заплатить за мирное небо над головой.

Смотрите также: