Как заработать на земле?

   
   

Николай Григорьев организовал свое хозяйство в 1992 году и сразу привлек к семейному бизнесу двоих сыновей Игоря и Олега. Ферму отстроили по бартеру: отдавали одной строительной организации всю выращенную на своей земле картошку, а взамен получали железобетонные конструкции. Поначалу пытались заниматься всем: и коров держали, и свиней, и кур. Они такой труд называют крестьянством.

- Отпахав два года, поняли, что так жить нельзя, - рассказывает Николай Петрович. - Ведь мы света белого не видели, вкалывали от рассвета и до поздней ночи. И я предложил перейти на фермерский путь. То есть заниматься одним делом и не распыляться. Поставляем молоко и ни на что другое не отвлекаемся. Кстати, вся Европа давно перешла исключительно на фермерство. Только так можно зарабатывать, трудясь на земле.

Григорьевы максимально ме­ханизировали производство. Благодаря этому на уход за коровами и дойку у фермеров уходит 2 часа утром и 2 часа вечером. Сегодня в хозяйстве у Григорьевых 30 коров, которые в среднем дают в сутки 300 литров экологически чистого молока.

Завалить Европу продовольствием

На вопрос, почему дояркам из совхозов приходится вставать ни свет ни заря, Николай Петрович со смехом отвечает:

- Пусть корова привыкает к моему распорядку, а не я к ней. Высплюсь и пойду доить. Такому подходу меня научил один норвежский фермер, поломав все мои стереотипы! Как животное приучишь, так оно и будет себя вести. А иначе это рабство какое-то! Потому никто из местных работать в совхозах не хочет. Деньги маленькие и труд непосильный.

В середине 90-х к тосненским фермерам приехал бизнесмен из Америки, сделал анализ молока и признал: «Ваше молоко чище, чем альпийское». Ведь на корм коровам здесь не используется силос, только сено. И предложил совместно варить сыр. Привез оборудование, профессионального сыровара. Одного не рассчитал иностранец: в нашей стране в то время качественный и дорогой сыр никому был не нужен. Поэтому предприятие провалилось. Да и сегодня приходится тяжеловато: фермерство-то на государственном уровне не поддерживается.

- Государству мы не нужны. Хотя еще Столыпин признавал, что за фермерством будущее. Он говорил: «Если мы из крестьян вырастим фермеров, то через каких-то 20 лет завалим всю Европу своим продовольствием». В государственных совхозах лишь 50% «пахарей», остальные - чиновники, сидящие в кабинетах. Если фермерам дадут возможность эффективно работать, люди в пиджаках будут просто не нужны. Понятно, что они этого не допустят.

   
   

Спасет кризис

К кризису Николай Петрович относится философски:

- Кого он коснулся в первую очередь? Перекупщиков, посредников - людей, которые, не производя никакого товара, получали прибыль. А надо самим производить, тогда никакой кризис будет не страшен.

Сын Олег видит ситуацию в менее радужных тонах:

- Конечно, кризис нас касается так же, как и всех остальных. Цены на запчасти, товары, электроэнергию растут. Упала стоимость топлива, но зимой оно нам и не нужно. А вот летом, когда начнется заготовка сена, неизвестно, во что обойдется бензин и солярка. Зарплаты у населения падают, поэтому в ближайшее время многие, возможно, не смогут себе позволить покупать наше экологически чистое, но недешевое молоко. Перейдут на «копеечные» молочные смеси.

Однако фермерам Григорьевым финансовый кризис может даже помочь!

Дело в том, что недавно им сообщили: по вашим землям, близ поселка Еглизи в Тосненском районе, пройдет скоростная магистраль Петербург-Москва.

Как быть дальше? Учитывать интересы семьи частных фермеров, конечно, никто не будет. Проект крупный. Вот и получается, что только финансовый кризис и заморозка строительства трассы может позволить семье продолжить заниматься любимым делом. Но они не унывают:

- Главный плюс нашей работы в том, что у нас все свое! Мы не зависим от начальства, от настроения руководства. Мы променяли часть денег на творческую свободу и возможность ни от кого не зависеть. Однажды к нам приехал министр сельского хозяйства. Чиновники лебезили, соглашались со всем, заглядывали ему в глаза. А мы спокойно высказывали свое собственное мнение. Это дорогого стоит. Нас тут целый «куст» фермеров, и спроси любого: «Пойдешь за зарплату в 100 тысяч работать в совхоз?» - не уверен, что согласятся. А зачем работать на чужого дядю, когда здесь мы сами себе хозяева?

Смотрите также: