Много лет отдала изучению этой религии наша собеседница Ольга Семеновна Хижняк, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Музея истории религии.
Поиск смысла жизни
- Ольга Семеновна, почему сейчас буддизм получает все большее распространение во всем мире?
- Так сложились исторические, трагические условия: в связи с тем, что Тибет стал автономным районом Китая, началась мощнейшая эмиграция и распространение учения. Так что есть политические причины, религия всегда связана с политикой, социологией...
Когда тибетцы начали работать с европейцами, они уловили, что тем больше всего не хватает понимания самого себя, потому что современная культура ориентирована на внешний мир, а понимание себя дает человеку совершенно новое видение жизни, это поиск ее смысла. Проповедь буддистов идет от психологии. Но я считаю, что одно дело - мировоззрение, философия, психология, другое - конфессиональная принадлежность: интересуясь философией буддизма, совсем не обязательно переходить в эту веру.
- Что объединяет буддизм с другими религиями?
- Буддизм - исторически первая религия из мировых, ей две с половиной тысячи лет, христианству - 2 тысячи, исламу - полторы тысячи лет. Это духовные религии, которые центром ставят человека в его взаимоотношениях с Богом и космосом: свобода человека понимается не как произвол и распущенность, а как свободное следование духовному закону, призывающего быть нравственным, любящим, помогающим другим.
По мифологии буддисты ожидают прихода Пятого Будды - Майтрея. Он придет, когда мир окончательно погрязнет во зле и грехе, чтобы восстановить закон и проповедовать. Это напоминает христианские представления, в буддизме, как и в христианстве, говорится, что в последние времена люди будут очень агрессивными, злыми, это приведет к накоплению дурной черной кармы, и именно поступки людей являются причиной разрушения мира. В буддийской космологии мир существует, потом разрушается и не существует длительные периоды, вновь возникает, и так до бесконечности.
- Приход Майтреи - тот же конец света?
- Состоится сражение сил добра и зла. Для человека все зависит от кармы, кстати, на психологическом уровне это можно объяснить как установку сознания на принципы, на которых мы строим свою жизнь: чем больше делаем добрых дел, тем добрее становимся. И наоборот. Закон кармы утверждает, что все зло возвращается, поэтому гораздо выгоднее делать добрые дела, чем злые. Это хорошая система, чтобы настроиться на ответственность по отношению к своим поступкам. Чтобы обезопасить себя, в народном понимании есть понятие «благая заслуга»: нужно накопить их как можно больше.
…Проблемы нравственности никого сейчас не волнуют, кроме мировых религий. Эта та почва, на которой должны объединиться усилия государства, конфессий, культуры, науки.
Религия - это путь
- Ваш музей поддерживает тесные контакты с буддийским храмом?
- И храм поддерживает контакты с учеными, проводит конференции, даже организовал наш выезд в Бурятию. В дацане, так называется храм, понимают значение контактов религии, просвещения, культуры и науки. Этой позиции должны бы придерживаться все конфессии: не замыкаться, а проповедовать свою веру, объяснять ее другим. А музеи нужны, чтобы люди других культур и вероисповеданий или те, кто называет себя атеистом, могли знакомиться с разными религиями.
- В музее много уникальных предметов, посвященных буддизму. Как создавались ваши фонды?
- Многие предметы поступили из храмов, музеи их спасли от уничтожения. Некоторые реликвии мы возвратили дацану, к примеру, статую Будды.
Сейчас у нас работают сразу две выставки: «Искусство медитации и молитвы» и «Буддийский космос». Значение космологии в религии - ключевой вопрос, потому что если Бога нет, то, как говорил Достоевский, «все позволено». В буддизме нет идеи Бога, творца, но есть закон кармы.
Буддисты верят, что космос бесконечен, существует множество миров, в каждом проповедует Будда. Кроме того, они осмысляют Будду как существо, пришедшее с небес, и вместе с тем земное. Соединение земного и небесного характерно для мировых религий.
- Многие люди сейчас тянутся к религии, но ведь вера не приходит в одночасье, это трудный путь?
- Религиозный путь начинается с благочестия и нравственности, с трепета души перед священным миром, его законами. Там, где нет нравственности, нет религии.
Все мировые религии очень сложны, их освоение требует усилий. До революции религиозное образование давалось с детства, а современному человеку после периода атеизма трудно понять суть религии, потому что наше сознание рационально, а религия иррациональна. Соединить сложно.
Мне подозрительны новые религиозные движения, которые хватают людей и начинают вталкивать в них свои истины: человек должен очень потрудиться, чтобы открыть для себя духовную истину, это колоссальный труд.
Смотрите также:
- Протоиерей Владимир Федоров: "Главные наши враги - мы сами" →
- Тибетские ламы: кто они? →
- Два шага от безумия →