Примерное время чтения: 9 минут
343

Протоиерей Владимир Федоров: "Главные наши враги - мы сами"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45 09/11/2005

Сегодня Православную Церковь часто упрекают в антисемитских настроениях. Не последнюю роль в этом сыграли откровенно националистические газеты, именующие себя православной прессой. В этом году городская прокуратура уже вынесла предупреждения двум таким изданиям - "За русское дело" (где публикуются призывы к "справедливой ярости к врагу в лице еврейского народа") и "Русь православная" (в которой существует посвященный борьбе с "еврейским экстремизмом" раздел "Жизнь без страха иудейска"). Однако эта мера нисколько не повлияла на редакторов и авторов упомянутых газет, более того - их материалы стали еще более агрессивными и непримиримыми.

Что это - официальная позиция Церкви? А если нет, почему иерархи не высказывают свое осуждение, не открещиваются от таких православных? В чем причина укоренения антисемитизма в определенной части христианства? На эти и другие темы рассуждает руководитель Института миссиологии и экуменизма протоиерей Владимир ФЕДОРОВ, сотрудник Всемирного совета Церквей.

"Православию особенно не повезло"

- Антисемитизм трудно определить однозначно. Это одна из древнейших, но периодически обостряющихся форм ксенофобии. Это болезнь застарелая, и ее проявления можно встретить как у атеистов, так и у верующих практически всех христианских конфессий. В основе антисемитизма - этнические и религиозные факторы, которые в ходе двухтысячелетней истории сплелись со всевозможными напластованиями историко-политических, экономических и культурных влияний. И не зная их, наивное сознание привычно ищет и находит врагов, виноватых во всех бедах. Главная причина здесь - нравственные пороки и психологические механизмы не исцеленной от греха личности: поиск врагов, неспособность анализировать свои недостатки, нежелание начинать решение проблем с себя, готовность перенести вину с подлинного виновника на всех, кого легко идентифицировать с ним (например по национальности) и т. п. Мне вспоминается в связи с этим, как 30 лет назад, когда я учился в духовной академии, один наш студент в беседе с профессором-священником спросил: "А кто сегодня главный враг христианства?", на что мудрый преподаватель незамедлительно ответил: "Мы сами".

Антисемитизм - это еще и своего рода одержимость. Не просто антиобщественное поведение, несправедливость, но и что-то вроде эпидемии ненависти, распространение бациллы вражды, агрессии.

В большинстве случаев это результат воспитания, навязывание подрастающему поколению, да и наивным взрослым, некоего "знания" о врагах. Особенно эффективно действует такое "знание" на неподготовленного и малообразованного человека, и прежде всего необразованного в религиозном отношении. Русскому православию особенно не повезло, поскольку в 1905 году известный православный автор С.А. Нилус во втором издании своей книги "Великое в малом" опубликовал так называемые "Протоколы сионских мудрецов", подброшенные ему царской охранкой. Почитание православным народом памяти преподобного Серафима Саровского, знаменитую беседу которого с Мотовиловым Нилус опубликовал вместе с "Протоколами", придавало и до сих пор придает в глазах читателей Нилуса авторитет этой всемирно известной фальшивке. Печально, что идея мирового заговора до сих пор будоражит сознание самых разных людей и периодически используется для манипулирования политическим сознанием граждан России.

"Ваши пророки - наши пророки"

- Однако в церковной среде, в христианском и православном, в частности, сознании тех, кто исповедует религию любви (ибо Бог есть любовь), ксенофобия - грех. А ксенофобия в форме антисемитизма еще и абсурд, если учесть, что в секуляризованном обществе верующие в Единого Бога очевидно должны быть ближе друг другу, чем люди, не обретшие веры. Общий Ветхий Завет, а потому и общая книга молитв - Псалтирь, общая вера в то, что каждый человек сотворен по образу и подобию Божию - залог единства в преодолении в обществе неверия.

Трудность преодоления антисемитизма заключается в том, что это сложный комплекс отношений. Порой вражда обусловлена религиозным фактором, не приемлется иудаизм, как, например, авторами "Письма 500" (позднее 5000 подписей, потом, кажется, еще больше), выступивших в январе этого года с требованием закрыть иудейские школы и общины. Порой мы видим, что агрессия направлена на этнических евреев, совсем далеких от иудаизма, поскольку мотивы этой агрессии вовсе не религиозные, но экономические (антиолигархические). Очень часто от анти-иудаиста можно слышать, что он не антисемит, но в это трудно поверить. Достаточно вспомнить, что до сих пор у многих православных недоверие вызывает даже такой замечательный пастырь, как приснопамятный протоиерей Александр Мень, редкий и великий православный миссионер эпохи гонений, - и лишь потому, что его мать была еврейкой (в данном случае недоверие вдвойне абсурдно, т. к. она была православной, хранила веру в условиях жестоких преследований и не побоялась крестить сына в Катакомбной церкви).

Сегодня, как и 10 лет назад, популярны сочинения, приписываемые покойному митрополиту Иоанну (Снычеву), их можно купить и в храмах, и в книжных магазинах. Еще при жизни митрополита Святейший Патриарх Алексий II заявлял, что Синод РПЦ не разделяет мнений владыки Иоанна. Благословение митрополита, данное в 1993 году газете "Русь православная", не имеет сегодня никакой канонической силы, поэтому газета эта, смущающая сегодня и православных и неправославных, не является церковной. Перепечатка раскольнических материалов, а также клевета и напраслина, возводимые на правящих архипастырей, доказывает антицерковность редакции. Хотя следует признать, что среди сочувствующих им есть и клирики Московского Патриархата. В 1991 году, выступая перед раввинами Нью-Йорка, Алексий II цитировал высказывания об иудаизме и евреях наших дореволюционных архиереев и богословов, и озаглавлено это выступление было "Ваши пророки - наши пророки". После публикации текста появился ряд выступлений православных священнослужителей, монахов и публицистов, которые в грубой форме требовали, чтобы Патриарх отказался от такой позиции. Все это доказывает, что нам в Русском православии предстоит много потрудиться, чтобы голос Церкви был услышан, а церковная позиция понята, чтобы орган "маргиналов, экстремистов и жидоедов" (а именно так называют себя сами издатели "Руси православной") был признан каждым столкнувшимся с ним как антицерковный, антихристианский.

Вера или идеология?

- Кроме того, сегодня одной из задач православного просвещения является ясное и внятное свидетельство нашего уважения к согражданам, не разделяющим наших православных убеждений, готовность быть в диалоге и сотрудничестве и с иудаизмом, и с исламом, и с людьми неверующими. Мы обязаны быть толерантными, то есть веротерпимыми, и понятие "веротерпимость" не противоречит православию.

Безусловно, проблема ксенофобии универсальна, она не является характерной для какой-либо одной - или даже нескольких конфессий или религий. И вот что любопытно. В каждой христианской конфессии и в каждой религии есть верующие, которые принадлежат к определенному и специфическому психологическому типу. Их называют экстремистами, фундаменталистами, ревнителями не по разуму, иногда (не совсем точно) - фарисеями. Некоторые считают себя единственно правоверными и потому борются прежде всего с теми единоверцами, которые не разделяют их радикализма. Этот феномен заслуживает особого внимания. Для такого типа буква закона отрицает дух, толкование текста (экзегетика) не нужно. Идеология у них сильнее веры. Воспитывать благочестие они готовы насилием. Часто именно неофиты подпадают под влияние такого радикализма. Их могут называть в исламе ваххабитами или талибанами, в православии им нет имени, и чаще говорят о фундаменталистах. Фундаментализм - это не столько особое учение, сколько особый род духовности, суровой и порой жестокой и немилосердной. Именно фундаменталисты склонны повсюду искать врагов и бороться с ними, вместо того чтобы что-то созидать, строить себя как образец благочестия и свидетельствовать Истину личным примером.

Комплекс советского идеолога, для которого во всем были виноваты империалисты, а потому среди своих сограждан нужно разыскивать агентов империализма, при обращении этого идеолога в православие сохраняется как комплекс поиска среди православных недостаточно православных. Поэтому, если ты не разделяешь махровых убеждений, ты - независимо от этнической принадлежности или исповедания - будешь ими квалифицирован как враг (экуменист, еврей, либерал, певец толерантности, неообновленец и т. п.).

Необходим религиозный плюрализм

- Безусловно, главная и единственная возможность преодолеть этот кризис исламо-иудео-католико-либерало-сектанто-фобий и прочих страхов - здоровое и полноценное просвещение, ибо свет Христов просвещает всех. Необходимо религиозное образование на всех уровнях, но в тесном сотрудничестве с научным и педагогическим сообществом. Необходимо междисциплинарное сотрудничество социологов, психологов, политологов, этнологов, религиоведов, богословов, историков, журналистов и других специалистов в деле изучения этнорелигиозных отношений и диалога культур. Поиском подходов к решению этой сложнейшей, тончайшей и, возможно, самой актуальной проблемы озабочены в Петербурге. В частности, кафедра психологии экстремальных и кризисных ситуаций факультета психологии СПбГУ выступила с инициативой укрепления сотрудничества ряда кафедр университета, Межцерковного Партнерства и других научных центров города с целью создания Института этно-религиозных отношений и диалога культур. Хочется надеяться, что как политики, так и правительство города, а также общественность поддержат эту инициативу в деле преодоления и профилактики ксенофобии.

Верующие нашего города, может быть, яснее, чем люди в религиозном отношении индифферентные, должны осознавать, что необходим религиозный плюрализм. Этого слова многие боятся, но плюрализм вовсе не означает безразличие к своим убеждениям и вероисповеданию. Плюрализм - признание реальности, осознание того, что существуют люди других убеждений и веры. И если мы хотим, чтобы нашу веру разделяли, а нас уважали и сотрудничали с нами, нужно быть способными и открытыми к диалогу, доверять искренности собеседника и уважать его выбор, если этот выбор не является прямой агрессией против нас, идущих навстречу. Однако все эти слова ничего не значат для уже сформировавшихся антисемитов, расистов, ксенофобов. Здесь единственная надежда - на неукоснительное соблюдение законов.

И в заключение мне хочется привести слова Умберто Эко: "Приучать к терпимости людей взрослых, которые стреляют друг в друга по этническим и религиозным причинам, - только терять время. Время упущено. Это значит, что с дикарской нетерпимостью надо бороться у самых ее основ, неуклонными усилиями воспитания, начиная с самого нежного детства, прежде чем она отольется в некую книгу и прежде чем она превратится в поведенческую корку, непробиваемо толстую и твердую".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах