Урок для всех
SPB.AIF.RU: - Участницы группы Pussy Riot за панк-молебен в Храме Христа Спасителя отправились за решётку на два года. Чего и желали многие православные. А как же слова Иисуса Христа «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас…»?
Александр Сорокин: - Одни требовали ужесточения наказания, тогда как другие - и про них тоже можно сказать «многие» - призывали проявить христианское терпение и прощение. Мне кажется, в этой истории все чувствуют себя дискомфортно: государственная и церковная власти, простые прихожане, представители суда и сами девушки. Понятно, что допущена ошибка с обеих сторон. Хотя людям определённого ранга признать это непросто. Надо было как-то выйти из положения с честью. Но, увы, приговор уже вынесен.
И на мой взгляд он слишком суровый. Безусловно, для всех нас это большой урок, из которого нужно сделать выводы.
SPB.AIF.RU: - Возможно, вред, который нанесли девушки чувствам верующих, не сравним с тем, что причинила церковь сама себе после этой акции.
Александр Сорокин: - Я считаю, это лишь временный урон имиджу конкретных представителей церкви, которые вынуждены были реагировать на ситуацию. Некоторые не сдержались в оценках. Однако и их где-то понять можно. Храм Христа Спасителя хотя уже и превратился в общественно-политическое место, но всё-таки остался храмом, святыней. И устраивать там подобные «пляски» - дикость. Как на неё реагировать? Возможно, молчание было бы самым лучшим вариантом.
В рясе и на «Ауди»
SPB.AIF.RU: - На днях петербургский священник обратился к депутатам Госдумы с предложением квалифицировать аборты как убийство и судить за это по УК (а это - до 15 лет лишения свободы). Сборище православной молодёжи постоянно пикетирует городские гинекологии. Не лучше ли обратить веру в мирное русло?
Александр Сорокин: - Согласен. Да, с точки зрения христианской морали, аборт - это грех, приравниваемый к убийству. Но христианские нравственные нормы нельзя насаждать насильственным путём. В том числе введением их в ранг законов в светском обществе. Всё это неэффективно и к уменьшению числа тех же прерываний беременности не приведёт. Здесь надо «работать» с душой, а не телом, создать в обществе такую нравственную атмосферу, при которой убить неродившегося ребёнка мать не захочет по доброй воле.
Что касается агрессивных выпадов некоторых православных, то в основном это люди, которые сравнительно недавно открыли для себя религию. Хорошие, приличные, но у части из них есть некий зуд - переустроить мир, приобщить других к «лучшему». А если кто-то не хочет, то с применением силы. Они могут собираться в группы, организации, и тогда уже начинается массовый психоз. Но нельзя по ним судить обо всей православной церкви. Которая всё-таки состоит из отзывчивых людей, готовых протянуть руку помощи без осуждения.
. SPB.AIF.RU: - Сейчас в ходу анекдот: «Отец Фёдор три года собирает пожертвования на часовню, но пока хватило только на «Ауди». У петербургской епархии шикарного автопарка не видно. Однако споры, может ли священнослужитель носить не только крест, но и дорогие часы, и идут постоянно.
Александр Сорокин: - У нас в обществе существуют уже давно сложившиеся стереотипы относительно разных социальных групп. В стереотип священнослужителя шикарный автомобиль и дорогие аксессуары не входят. И лично я не вижу смысла дразнить общество поездками в рясе на «Ауди» последней модели. Да и в жизни есть вещи гораздо более важные и интересные, чем дорогие штучки. К слову, ту самую «Ауди» отцу Фёдору мог подарить обеспеченный прихожанин. Но тут уже встаёт нелегкая нравственная дилемма, как распорядиться подарком.
Ближе к народу
SPB.AIF.RU: - Как заметил один из священников в интервью «АиФ», людей, приходящих в церковь не ради Христа, а чтобы вылечить больной зуб, становится всё больше…
Александр Сорокин: - Я бы сказал, их всегда было много. Понятно, что люди приходят со своей бедой, пытаются решить насущные проблемы, но церковь может дать гораздо больше. Христианство - это такое богатство, которое многократно превосходит излечение зуба.
SPB.AIF.RU: - Возможно, это от неведения? Ведь церковь всё ещё далека от народа. Даже службы у нас идут на непонятном нам церковнославянском языке…
Александр Сорокин: - Недостаток нормального человеческого общения между представителями церкви и мирянами есть. Но ситуация меняется. При петербургских храмах появляются группы, в которых прихожане и священники могут обсудить насущные проблемы, поделиться своими мыслями, попросить помощи. Например, мы в своём храме рады видеть некрещённых, невоцерковлённых, не соблюдающих посты и прочих «НЕ». Хотя проблема остаётся. Ещё в начале XX века религиозный философ Василий Розанов сказал, что многим людям, приходящим в церковь, в ней неуютно. Неприязнь и сегодня часто сквозит от церковных служащих разного
ранга.
SPB.AIF.RU: - С помощью веры общество может поменять свои ориентиры, стать добрее и нравственнее. Но как это сделать? Ввести уроки православия в школах, увеличить число храмов?
Александр Сорокин: - Это технические средства. Главное - чем это всё будет наполнено. Можно ведь так преподавать православие, что потом будет от него тошнить всю оставшуюся жизнь. А то и подвигнет на баррикады. Стоит только вспомнить, что немало революционеров в прошлом были семинаристами… Здесь мы опять возвращаемся к тому, что церковь должна быть ближе к народу, современнее и понятнее.
SPB.AIF.RU: - Отец Александр, заметила, храм у вас восстанавливают гастарбайтеры. Петербуржцам с ними всё сложнее найти общий язык, и вера - это как раз то, что нас разделяет ещё больше...
Александр Сорокин: - У нас великолепные отношения. Каждого я знаю по имени. Они, кстати, в большинстве своём мусульмане, строго следующие канонам ислама, соблюдающие посты и обряды. Но это никак не мешает нам сохранять нормальные человеческие отношения. Конечно, в масштабах многомиллионного города это сделать сложнее. Но нам всем нужно быть терпимее и гостеприимнее. Причём не только к иноверцам, но и к братьям по вере.
АиФ-Справка
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге был построен к 300-летию царствования Дома Романовых в 1913 году. В 1932 году президиум Леноблисполкома постановил церковь ликвидировать, а здание передать «Союзмолоко». Только 4 августа 2005 года здание было возвращено церкви. Сейчас идёт восстановление храма. Открытие планируется при-урочить к 400-летию Дома Романовых и 100-летию храма - в 2013 году.