Примерное время чтения: 7 минут
503

Тибетские ламы: кто они?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 28/03/2001

Тибетские ламы бывают всякие. В основном - хорошие и просветленные, реже - наглые шарлатаны, которые под видом просветленных дурят народу головы. Но почти все они имеют по крайней мере ярко выраженную монголоидную внешность, что в сочетании с восточными одеяниями производит нужное впечатление на охочую до экзотики простую публику.

Лама Оле Нидал - исключение. Во-первых, он белый - натуральный датчанин. Во-вторых, он закончил университет в Копенгагене как философ. В-третьих, лама настоящий - у Оле есть бумага, что он по праву носит титул Буддийского Мастера. В-четвертых, никого не исцеляет, не обещает выслать литературу наложенным платежом, берет за вход на лекцию как за билет в кино. В общем, хотите - просветляйтесь, не хотите - идите с миром.

На днях Оле Нидал посетил наш город. У г-на Нидала есть правило: 360 дней в году путешествовать по миру, просвещая народные массы, живущие хуже, чем могли бы. Делает он это затем, что школа Карма Кагъюд, чье учение он проповедует, практикует медитацию, которой можно научиться только при непосредственном контакте с учителем.

В своем тщательно спланированном расписании Оле выделил почти два часа, чтобы побеседовать с нами в редакции, после чего он поспешил в кинотеатр "Паризиана" - читать лекцию для всех желающих. И мы, послушно отправившись за Мастером на лекцию, были поражены: с разрывом всего в каких-то полчаса мы увидели двух разных Оле Нидалов. Увы, такова судьба всех публичных проповедников: то, что они могут позволить себе в приватной беседе, не годится для большого стечения народа.

Пустите просветлиться!

Лекция началась со столпотворения на Невском. Народ буйствовал: "Пустите меня, я хочу просветлиться!" Люди просачивались в узкую дверцу, за которой продавали билеты по 30 рублей. "Паризиана" в последнее время сильно обветшала: там было холодно, пыльно, неуютно и пр. - как раз место для медитации. Но до медитации пока было далеко: народ так давился у дверей, что не заметил вошедшего в толпу Оле. Пришлось тащить Мастера за руку с криками: "Пропустите ламу! Без него все равно не начнется!" Из толпы отвечали: "Рассказывай! Мы тут все ламы! Пустите просветлиться, черт побери!"

Из беседы в редакции:

- Школа Карма Кагъюд никогда не будет массовой. Мы настаиваем на качестве, а не на количестве. Большинство хочет, чтобы им Бог говорил, что делать, чтобы он брал на себя ответственность. Я учу не что думать, а как думать.

В фойе страсти были потише. Обилеченные дамы средних лет шушукались: "Я слышала, ты крестилась?" - "Да. Для кармы полезно креститься". - "А Учитель будет благословлять?" - "Должен".

Из беседы в редакции:

- Мы, буддисты, считаем, что Христос действительно полезен для многих людей. Он был великим гуманистом. Разница между христианством и буддизмом обусловлена тем, что у Будды было 45 лет для того, чтобы учить, а у Христа - три с половиной. И у Будды были чрезвычайно умные ученики, в то время как у Христа - мытари и рыбаки. И Христос часто жаловался, что знает многое такое, чему не может учить. А последние слова Будды: "Я могу умереть счастливым, я не спрятал ни единого поучения в закрытой ладони, все, что может приносить вам пользу, я уже дал".

Шоу для неофитов

Народу в "Паризиану" набилось - яблоку негде было упасть. Первый ряд предназначался для соратников Мастера, второй - для прессы, а все остальное - для новых учеников. Ученики явно не вмещались. Призывы теснее набиваться на балкон ("Он не рухнет, не бойтесь!") не помогали. Тогда Оле распорядился выйти всем, кто его уже слышал, чтобы неофиты могли прикоснуться к великой мудрости. Старые ученики дисциплинированно вышли. Вообще-то это явление нормальное для буддийских школ. Правда, многие потом потихоньку вернулись. "Старые" бывалые буддисты, не слушая своего предводителя, развернули на переднем ряду четыре навороченных ноутбука и стали просматривать текущую почту - планировать "гастроли" Оле дальше.

Из беседы в редакции:

- Я согласен с тем, что раньше в СССР было трудно добывать нужную информацию и буддизм был практически недоступен. Но если человек что-то хотел узнать, он узнавал. Вот один из старейших последователей нашей школы в Петербурге - Александр Койбагаров, - он и его товарищи медитировали на Памире, их преследовал КГБ, но ведь они все равно делали то, что хотели. Всегда и везде найдется группа людей, которые узнают нужное им любым путем, были бы духовные потребности. Конечно, когда страна раздавлена страхом, то не до духовных исканий, но потом, когда давление пропадает, возрождается духовный интерес.

Все, что говорил со сцены седой веселый человек по имени Оле Нидал, было одинаково интересно и: банально. Это было шоу, происходящее, по-видимому, с небольшими изменениями в разных городах, в разных странах. На сайте школы Карма Кагъюд и в книгах Оле Нидала все это можно прочесть слово в слово. Мы озирались по сторонам: кто сюда пришел? Люди с явной претензией на духовные искания сидели напряженно, ожидая чего-то неслыханного. Но если они не вчера на свет родились, все это должны были прочесть в книгах о буддизме. Книг теперь много. Но были и другие слушатели. Как раз за нами сидела семья: старый дедушка, старая бабушка, дяденька с горящими глазами и мама с ребенком. Между собой они громко переговаривались: "Мы опоздаем на последнюю электричку. Надо пойти благословиться". И они подталкивали друг друга - кто пойдет первым просить благословения? Ребенок хныкал, не понимая важности происходящего. Оле заметил ерзание в третьем ряду - он вообще очень наблюдателен, как полагается профессиональному проповеднику: каждый из слушателей должен полагать, что Учитель обращается именно к нему. Семья попала под благословение: Оле положил на голову каждому руку, на ладонь которой была надета "волшебная штука" (просим прощения за незнание термина). Лица благословляющихся были важными: незадолго до этого, как можно было понять по их шушуканью, они получили благословение еще от какого-то святого. Похоже, в зале было немало людей, сделавших охоту за благословениями своим хобби: рука Оле с "волшебной штукой" трудилась без устали. Благословленные массами покидали зал - свое они уже получили. Другие остались на медитацию, которая, собственно, и была главным актом мероприятия. Трудно сказать, насколько этот акт удался, поскольку воспарить и сосредоточиться в душном и холодном зале, когда вокруг чужие люди, - это нужно уметь.

Доверяй, но проверяй

Из беседы в редакции:

- Я знаю, что в России много действующих проповедников и гуру, якобы исцеляющих с помощью медитации. На Западе их меньше. И вообще лучшая защита, которая может быть против этого в мире, - это хорошее чувство юмора. Если вы можете смеяться над учителем и над собой, то, наверное, с вами все в порядке. Если учитель сам носит свой багаж, если он прозрачен в том, что он делает, то, наверное, он знает, что он говорит. А если к нему нужно как-то особо относиться, он должен носить какую-нибудь особенную одежду, то, значит, он что-то скрывает, какую-то неуверенность в себе.

Просветлились ли мы? Вряд ли. Но запомнили слова Оле Нидала, сказанные в редакции (но не в зале): "Доверяйте своему здравому смыслу. Поскольку сам Будда перед смертью сказал: "Теперь не верьте ни единому слову только потому, что это сказал вам Будда, но проверяйте все это сами".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах