Примерное время чтения: 7 минут
1969

Как помочь жертвам психотеррора

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4 22/01/2003

По неофициальным данным (официальных просто не существует), около 150 тысяч петербуржцев являются адептами различных сект или организаций псевдорелигиозного толка. И многим из них по прошествии времени требуется серьезная помощь. Иногда - в совсем уже печальных случаях - медиков, психиатров. Но чаще - психологов. Специалистов или организаций, работающих с людьми, пострадавшими от деятельности тоталитарных сект, в Петербурге нет. Единственное исключение - государственный городской центр "Семья" и его сотрудник, консультант-методист по оказанию помощи семьям, пострадавшим от деструктивной деятельности религиозных и оккультных организаций, Валерия РЫЧКОВА. За год на прием к ней приходят около 300 человек.

Уйти - не значит выйти

- Люди к вам сами приходят или их приводят родственники?

- Чаще все-таки родственники. Но иногда и сами. Вот сегодня у меня были две девочки. Обратиться за помощью было их самостоятельным решением.

- Почему они решили уйти из секты?

- Девочки обратили внимание на противоречия: то, что им вдалбливали старейшины, и то, что есть в реальном мире, оказалось разными вещами. Им говорили, что не надо выходить замуж, что не надо учиться. А кругом люди заводят семьи, без учебы трудно найти хорошую работу: Потом им попалась книжка, раскрывающая деятельность этой организации. Прочитав ее, поняли, что они - в секте. Решили уйти оттуда, и тут у них появились проблемы психологического характера.

- Почему? Ведь самое худшее, казалось бы, уже позади...

- Во-первых, у них появились проблемы с мышлением. Мыслят определенными категориями, штампами, клише, к которым привыкли в секте. Во-вторых, выяснилось, что им тяжело отказаться от того, что им внушили в организации, хотя они сами понимают, что это плохо. Проблемы, которые у них были, например с работой и образованием, так и остались нерешенными. Сейчас мечутся, не знают, как жить дальше. Тяжело сходятся с людьми. Закрытые, предпочитают сидеть дома и ни с кем не общаться...

- Помощь такому человеку - долгий процесс? Сколько времени он может занять?

- С "белыми братьями" потребовалось три года, чтобы они стали более-менее свободно себя чувствовать. Раньше не могли работать по восемь часов, были проблемы с памятью, неустроенность в жизни, депрессии. Не видели смысла в своей жизни. Все зависит от того, в какой именно были организации. Выход у кришнаитов и сайентологов занимает где-то три с половиной года, у Свидетелей Иеговы и мунитов - три. Выход - не просто осознание, что это плохая организация. Выход - когда человек начинает чувствовать себя полноценным гражданином, способным реализоваться в социальном плане.

- Бывает, что и после этого выхода все равно возвращаются в организацию?

- Бывает. Иногда это связано с тем, что они беспокоятся за тех, кто остался в секте. Желание вернуться появляется у каждого. Но я всех предупреждаю, чтобы ему не поддавались. Позже оно проходит.

Сферы влияния

- Каков средний возраст ваших подопечных?

- Есть и подростки, и старики. Вообще, организации, как мне кажется, разделили сферы влияния. В "Церкви объединения" (Муна) обычно попадают школьники и студенты. Есть и взрослые, но это чаще всего их родители. Свидетели Иеговы настраиваются на людей домашних по духу, домохозяек например. В секте Виссариона люди в основном немолодые, с высшим образованием, чаще всего с гуманитарным или музыкальным. Брахма Кумарис больше привлекает женщин, причем одиноких, незамужних. Там приветствуется, если люди не живут половой жизнью.

- Многим ли удается помочь?

- Из десяти человек, обратившихся в наш центр, где-то двум-трем. К сожалению, "Семья" - единственная организация, которая борется с этой проблемой. В идеале нужно, чтобы были специально обученные психологи, книги по этой проблеме. Надо комплектовать команду из родственников и специалистов, которые разрабатывают методику, как вести себя с попавшими в секту. Такая четко слаженная система существует за рубежом, но в России этим никто не занимается.

- Почему?

- Не знаю. Могу только предполагать. У нас свобода совести, свобода вероисповедания. То есть система такая: ты выбираешь себе веру, и, если она не наносит вред государству, то оно терпит эту веру. Доказать же, что вера наносит вред, очень большая проблема. В Москве есть и психологические, и религиозные центры. Есть центр помощи жертвам нетрадиционных религий. В Петербурге же - только "Семья".

Не "договорились"

- В организациях, о которых вы говорите, знают о вашей деятельности?

- Да, я знакома с ними, бывала у них в гостях, они ко мне приходили. Как ко мне относятся? Сайентологи объявили меня подавляющей личностью, врагом сайентологии (смеется). Все без исключения организации пытались так или иначе со мной договориться. Вместе со своими адептами, наиболее активными, убеждали меня, что я ошибаюсь, что ничего плохого они не делали и не делают.

- А вы что?

- Я как-то сказала, кажется, тем же сайентологам: "Ваше право исповедовать то, что вы исповедуете. Право человека - выбрать то, что он хочет выбрать. А мое право - помочь человеку, когда он хочет, чтобы ему помогли". Ответить им было на это нечего, они согласились.

Советы родственникам

- Что бы вы могли посоветовать родным и близким тех людей, кто попал в секту?

- Очень часто родственники, узнав об этом, становятся агрессивными и могут наделать много ошибок. Кричат на родных, обзывают сектантами, говорят, что глаза у них стеклянные: Да, он сектант, у него стеклянные глаза, но нельзя ему это говорить! Самим родственникам необходимо поработать психологами. Искать возможности самим помочь этому человеку. Конечно, каждый случай индивидуален, но есть общие советы. Не ругать членов организаций, тех, кто вместе с ним находится в секте. Это - его друзья, и он, естественно, встанет на их защиту. Постараться найти литературу, узнать побольше об организации. Не давать лишних денег. На дорогу - и все. Все равно он унесет их в секту. Еще человеку очень важно понимать, что его любят. В смысле: пусть ты увлекаешься этой религией, это твой выбор, это твое право. Но я тебя все равно люблю, я беспокоюсь о твоем здоровье, я хочу, чтобы у тебя все было хорошо. Все мои вопросы - из любви к тебе. Это очень важно. Сколько бы человек ни был в секте, он не должен ощущать себя одиноким, оторванным от семьи, у него должно быть место, куда он может вернуться.

Из Обращения Государственной думы к президенту РФ "Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России":

"Работа некоторых так называемых религиозных организаций уподобляется действиям специальных служб. Особенно преуспела в этом "Сайентологическая церковь". Ее проникновение зафиксировано на режимных предприятиях города Обнинска, на предприятиях военно-промышленного комплекса в различных регионах России".

"Уже в тридцати городах России действуют центры так называемой дианетики - вербовочной структуры "Сайентологической церкви", которую германские государственные органы определили как "криминальную коммерческую организацию с элементами психотеррора".

"Многие деструктивные религиозные организации, получившие на территории России официальную поддержку и покровительство государственных и муниципальных органов, широко известны на Западе злостным уклонением от уплаты налогов, множеством судебных процессов о нанесении психического и физического ущерба адептам, различными антиобщественными и антигосударственными действиями, вплоть до проникновения в государственные органы, заговоров против государства".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах