Сергей Багненко: «Нести доброту при копеечном заработке»

   
   

Директор НИИ «Скорой помощи» им. Джанелидзе, член-корреспондент РАМН Сергей Багненко знает это лучше других.

- АиФ: В вашу клинику экстренно были доставлены пострадавшие после крушения «Невского экспресса» и пожара в «Хромой лошади». Как их самочувствие?

- Сергей БАГНЕНКО: Из «Невского экспресса» к нам привезли 11 человек. Сегодня все, кроме одного, уже выписаны. После пермской трагедии наш ожоговый центр принял 18 пациентов в тяжелейшем состоянии. С ними работали лучшие специалисты страны, не было ограничения ни в технике, ни в профессионалах, ни в ресурсах. Однако в некоторых случаях поражения оказались несовместимы с жизнью. К огромному сожалению, семеро умерли. Пять человек долечиваются, шесть выписаны. Всем нуждающимся уже сделаны операции восстановления кожных покровов.

Этот случай продемонстрировал, что в каждом регионе необходим стационар, готовый в любую минуту массово принять больных. Причем в постоянной готовности должен находиться не только основной врачебный корпус, но и резерв. В нашем НИИ, например, три таких состава. Что бы ни случилось, персонал натренирован, аппаратура готова.

Правило «золотого часа»

- АиФ: Страшный пожар в Перми - чрезвычайный случай. А в обычной жизни? За какое время должна приехать «скорая»?

- С.Б.: Норматив для России - 20 минут. Конечно, в глубинке он выполняется с трудом. В Петербурге в основном выдерживается. Работает и правило «золотого часа», на протяжении которого должна быть оказана основная помощь. Другое дело, что «скорая» и «неотложка» - разные вещи. Мы должны понимать, что боли в животе или колика - это одно, а кровотечение, падение с высоты, инфаркт, когда счет идет на минуты, - это другое.

   
   

- АиФ: Порой бригаду приходится ждать час и больше…

- С.Б.: У нас фиксируется каждый шаг поминутно, и с уверенностью могу сказать - медики времени не теряют. Но как можно быстро передвигаться в бесконечных пробках? Несколько экипажей сами оказались в тяжелых авариях. Давно говорится о выделении в мегаполисах полос для передвижения автомобилей с красным крестом, но это не только проблема здравоохранения. Требуется расширение сети дорог (в Петербурге, например, их должно быть в два раза больше), продуманная система развязок и подземных переходов, ограничения движения на определенных магистралях.

- АиФ: Вы сами говорили, что в Берлине, где тоже свыше 4 миллионов жителей, в сутки на линии всего 15 реанимационных «скорых». Более того, там на оформление вызова дается минута и еще одна на выезд самой машины. В чем секрет оперативности?

- С.Б.: В четкой и грамотной организации всей цепочки. Во всем мире в машине «скорой помощи» нет отдельного водителя. На вызов отправляются два фельдшера (в США их называют парамедики), что значительно рациональнее. С одной стороны, они могут быстро заменить друг друга, с другой - двум всегда проще принять решение в сложной ситуации. У нас же наоборот - дипломированный врач пока часто вынужден работать там, где вполне мог бы справиться фельдшер. Ни к чему, кроме дисквалификации и разочарования, это не приводит.

Деградация возможна?

- АиФ: Раньше о нашей медицине говорили так: у врачей золотые руки, но в больницах - рваные простыни. А что сегодня?

- С.Б.: Сейчас пациенты белье с собой не приносят. Медикаменты тоже не просим покупать. Да и в целом за последние годы бюджет городского здравоохранения вырос в шесть раз. Только компьютерных томографов приобретено 56.

- АиФ: Говорят, бездушная медсестра своим отношением может свести на нет все лечение…

- С.Б.: Да, даже санитарка может все смазать. Но нести доброту при копеечном заработке сложно. Врач на «скорой» получает около 25 тыс. руб. Медсестра - от 50 до 80 руб. в час. Отсюда все издержки. За последние два года из-за бедности мы потеряли много опытных специалистов. На днях мне сказали, что молодой подающий блестящие надежды врач уходит из нашей клиники в бизнес. Защитился, закончил академию с золотой медалью, мы его готовили к стажировке за рубежом.

В министерстве об этой ситуации знают и много делают, чтобы поднять зарплаты. Другое дело, что надо убрать дублирующие структуры, пустующие мощности. С 2011 г. на ОМС из единого социального налога будет выделяться 6%, сейчас только 2,6. Скачок в два раза необходим, иначе деградация, остановка.

Как изменить менталитет

- АиФ: В последнее время в городе наблюдается тревожная тенденция. «Скорая» не хочет приезжать, если выясняется, что пациент - глубоко пожилой человек. Откуда такой цинизм?

- С.Б.: Шесть лет назад в городе госпитализировали 700 тыс. чел. Сейчас - миллион. Поэтому не в «скорой» дело. Она не должна подменять собой поликлинику и участкового врача. Это проблема всей страны - оказание первичной помощи. К сожалению, она работает у нас чаще всего в режиме диспетчера. Получили вызов - отправили на госпитализацию. В итоге из всех прибывших 30% отпускаются в течение часа, а вторые 30 - через 2 суток. Часто их просто некуда определить! А должны быть в достатке отделения кратко­­срочного пребывания, центры реабилитации, налажена система сестринского ухода. У нас пока такая инфраструктура только создается.

 - АиФ: Важнее здоровья нет ничего. Но к нему наплевательски относятся и сами люди, и государство. Как разорвать этот замкнутый круг?

- С.Б.: Одними деньгами проблему не решить. Надо менять менталитет, строить умную, продуманную систему и планомерно ее реализовывать. Как должно быть на самом деле: через час - диагноз, через два - операция и пошел процесс выздоровления. А мы в пятницу положили, в понедельник начали исследовать… В итоге расходы вырастают в 2 раза. В Европе, например, каждая койка в год «лечит» 47 человек, а в России в среднем - 28.

Как сделать здравоохранение эффективным, сегодня хорошо понимают и в министерстве, и в нашем городе. Насыщение техникой - да, очень важно. Но прежде всего надо, чтобы люди в белых халатах видели перспективу, а не думали, где им подработать. Не стояли на распутье, между желанием помогать больным, заниматься делом, которому их учили 10-15 лет, и достойным существованием. Чтобы медицинская помощь была доступна любому гражданину в необходимом объеме. Ведь от этого зависит сама жизнь.

Смотрите также: