- Перемены, которые произошли в стране за последние 20 лет, были столь глубоки и стремительны, что система образования не могла за ними успеть. Этот год станет лакмусовой бумажкой по отношению к учителям, - уверен ректор университета им. Герцена Геннадий Бордовский.
- Будет ясно, насколько реальны планы государства и устойчива финансовая поддержка. Однако прежде всего изменения должны произойти в головах людей.
Унизительное положение
- "АиФ": На форуме президент сказал, что нам нужна «Новая школа». Но кто будет там вести уроки? Дети порой знают больше своих наставников.
- Геннадий БОРДОВСКИЙ: Новое поколение живет в совершенно ином глобальном информационном пространстве. Порой даже опытный профессор не успевает за прогрессом. Учителю в этой ситуации особенно сложно. Ведь со времен Аристотеля он получал конкретные знания по физике, математике, литературе... Как говорят, был «предметником». Сегодня «мировая паутина» сводит эту роль к нулю. Поэтому педагогические вузы должны готовить проводников в мире информации.
- "АиФ": Школа обновляется, а многие педагоги продолжают объяснять физику, химию на пальцах…
- Г. Б.: Еще студентом будущий преподаватель должен сам на разных этапах выбрать программы и предметы. Задать планку своей профессиональной подготовки. В вузах, где готовят педагогов, надо многое поменять. В том числе государственный заказ.
Кроме того, в дополнение к старейшей педагогической профессии сегодня появляются новые специальности: от домашнего воспитателя до менеджера образования. Это добавляет краски к портрету учителя. Ведь до того как стать академиком, врачом или бизнесменом, каждый человек проходит через руки учителя. Он должен заметить божью искру, которая есть в ребенке, и направить его на правильный жизненный путь.
- "АиФ": Вы неоднократно говорили: нет ничего хуже, чем учиться у крепостного…
- Г. Б.: Имел в виду недавнее положение большинства российских учителей, которые получали крайне низкую зарплату. Убежден, что учитель, поставленный в унизительное положение, передает свое состояние ученикам. Сейчас положение меняется в лучшую сторону. Что касается учительских зарплат и пенсий, надеюсь, что в наш профессиональный год общество еще раз обратит внимание на эту проблему и будет ее решать.
- "АиФ": В Санкт-Петербурге средняя зарплата около 17 тысяч рублей, и свободных мест в школах крайне мало.
- Г. Б.: Усилиями губернатора учителям повысили зарплату почти в три раза. В итоге пошла молодежь! Более того, если раньше петербургским «alma mater» постоянно не хватало около 2 тыс. педагогов, сегодня все вакансии заполнены. А в некоторых гимназиях - конкурс по 3-5 человек на место.
Опасная вкусовщина
- "АиФ": Тем не менее 50% ваших выпускников традиционно не идут в школу. У доски в обычной сельской десятилетке работать некому. Может, стоит вернуть систему распределения для тех, кто обучался за счет бюджета?
- Г. Б.: В этом случае педагогическая сфера превратится в отстойник обреченных людей. К нам пойдут только те, кто не надеется поступить в вуз покруче. Кстати, 80% наших выпускников трудятся в школах Петербурга и Ленобласти. Более половины учителей Новгородской, Псковской областей, хотя там есть и свои педвузы, - тоже «герценовцы». Год назад в школу пришли полторы тысячи молодых специалистов!
- "АиФ": «Мы готовим учителей сегодня для работы завтра по учебникам, написанным вчера. На основе научных данных, полученных позавчера», - так вы охарактеризовали нынешнюю систему подготовки педагогов.
- Г. Б.: Сейчас появилось огромное количество учебников, несущих порой опасную вкусовщину. Можно что угодно говорить о советской системе образования, но учебники там были проверенные. Прежде чем войти в оборот, они пять-шесть лет обкатывались в так называемых пилотных регионах. А затем ученые сравнивали результаты обучения по новому и «старому» пособию. Мы же разрушили старое, но пустоту не заполнили.
Теперь контроля нет, никто не говорит, по какому учебнику заниматься. Выбирайте! Но иногда на страницах появляется такое, что оторопь берет - кто читал текст, кто разрешал?
- "АиФ": Однако схема: вот учебник, вот методичка - занимайся - сегодня устарела. Нужно, чтобы педагог был готов к диалогу.
- Г. Б.: Пусть будут дискуссии, а не императивы. Нам необходимо готовить педагога, умеющего слушать и слышать, критически относящегося к постулатам, проявляющего инициативу. В нашем технологическом и социальном отставании последних лет не в последнюю очередь виновата система образования: она по старинке нацелена на пассивный жизненный путь, не требующий от человека умения конкурировать. А ведь школа - это колыбель модернизации.
Молодые «старички»
- "АиФ": Первого марта заканчивается подача заявлений на сдачу ЕГЭ. Знаю, что вы не очень доверяете «единому».
- Г. Б.: В тестах я вижу один положительный момент: создан единый измеритель знаний. Но у нас, как водится, на него навесили «дополнительные» обязательства. Сейчас ЕГЭ стал пропуском при поступлении в вуз, и учителя «прессуют», если у воспитанников низкие показатели. Теряется объективность, появляются нечестные результаты. Витает даже идея платить зарплату учителю в зависимости от итогов ЕГЭ. Вообще университет не должен заниматься проверкой школьных знаний. Поэтому отмене вступительных испытаний я даже рад.
- "АиФ": Ваш университет уже 200 лет готовит учителей. Но тем же занимаются и десятки других учреждений, на первый взгляд, никак не связанных с педагогикой.
- Г. Б.: Их круг беспрецедентно расширяется. Из 208 лицензированных вузов только 67 педагогических. Полагаю, что они должны стать крупными базовыми центрами подготовки учителей. И все же главное не «где», а «как» готовят современного учителя. Его необходимо готовить так, чтобы из школы выходили не молодые «старички», усвоившие опыт и знание предыдущих поколений, а люди, способные искать и находить собственные решения. Таких в нашей школе все больше.
Смотрите также:
- Не мешайте учиться! Профессор СПбГУ Елена Казакова - о петербургской школе →
- Теряем «золотых» детей! Работа с одарёнными ребятами выстроена неправильно →
- Лучший директор России: образование устало от «судьбоносных решений» →