Максим Пратусевич год назад стал победителем конкурса «Директор школы России». А на днях физико-математический лицей № 239, который он возглавляет, в рейтинге «Лучших школ страны» Топ-500 вошёл в тройку лидеров.
Эксперт рассказал SPB.AIF.RU о том, почему современная школа становится всё привлекательнее.
Максим Пратусевич: - Об этом говорит отсутствие вакансий и увеличившееся число педагогов-мужчин. В нашей, например, половина коллектива - сильный пол. И если ещё десять лет назад в городе не хватало около 5 тысяч учителей, сегодня все места заняты.
SPB.AIF.RU: - Но заработки по-прежнему остаются низкими, а нагрузки запредельными.
М.П.: - В целом по стране труд в бюджетной сфере серьёзно недооценён, однако в Петербурге обстановка более благополучная. В нашем лицее средняя зарплата - 41 тысяча рублей. Верхняя планка - 94 тысячи, но это при запредельной занятости. Учитель высшей категории на ставку 18 часов в неделю получает 28 тыс. Как правило, при таком графике он уже в 15-16 часов свободен, да и отпуск 56 дней нельзя сбрасывать со счетов. Но всё это вторично. Учитель - профессия, где никогда не было высоких зарплат. Жизнь в школе определяется другим - отношениями учителя и ученика.
SPB.AIF.RU: - У каждого педагога свои методики, технологии, увлечения. На кого вы делаете ставку - опытных и проверенных или молодых и амбициозных?
М.П.: - Бывают опытные, но халтурщики. И новички, которые прекрасно работают. У меня есть очень хорошие молодые ребята, переживающие, старательные, неравнодушные, проводящие в школе даже выходные. Не скрою, есть и те, у кого огонёк погас. Тянут лямку, формально относятся к делу. Это очень плохо, с такими предпочитаю вести разговор начистоту, так что иногда приходится принимать и жёсткие решения.
Вгрызаться в знания
SPB.AIF.RU: - В вашем лицее помимо сложной программы много дополнительных занятий, от различных кружков и секций до недавно открытой лаборатории нанотехнологии. Плюс различные семинары, конференции. Зачем так грузить учеников? Современный человек может обойтись и без этих познаний.
М.П.: - Смотря какую он готовит себе судьбу. Если считает что достаточно просто существовать в социуме, тогда действительно можно ограничиться минимумом. Однако надо понимать: ты, скорее всего, окажешься человеком на вторых ролях, подчинённым, а не принимающим решения. Ведомым, а не лидером. О куске хлеба заботиться не будешь, но и выше не поднимешься. Кстати, многие люди так живут и очень довольны. Однако если у тебя есть амбиции, ты хочешь оставить свой след в мире, совершить научное открытие, написать работы по философии, литературе - надо много и серьёзно учиться. И школа должна предоставить возможность получить хорошее образование, причём без вложения больших денег.
SPB.AIF.RU: - Всё это правильно, если у ребёнка есть мотивация. А у нас 70% выпускников хочет одного - быть чиновниками.
М.П.: - Недавно мы знакомились с системой образования Китая. Там условия обучения, по нашим меркам, запредельные. В классе 50 человек, дышать нечем, в неделю 43-45 уроков (у нас максимум 37), перерывы между ними 5 минут. В общежитии тоже обстановка спартанская, но в знания все буквально вгрызаются. Спрашиваю: как поступают с неуспевающими? Меня не поняли - кто это? Учитель тоже работает без методических открытий, всё предельно просто: даёт задание - ученики выполняют. Работают все без поблажек, но не потому, что им поставят «двойку», а потому, что борются за будущее. При населении в полтора миллиарда и огромной конкуренции высшее образование - пропуск в лучшую жизнь, счастливый билет. А кто этого не понял, будет гнуть спину на рисовых чеках. Пусть не столь радикально, но хотелось бы, чтобы и у нас в стране к знаниям относились так же ответственно.
SPB.AIF.RU: - Но ваш лицей показывает блестящие результаты. Из стен школы вышли десятки известных всему миру людей. По числу наград, полученных на всероссийских и международных олимпиадах, в России вы - первые.
М.П.: - Чемпионские титулы наши ученики получают каждый год. В сборной России по математике шесть человек, из них почти треть или половина - воспитанники лицея. Известных выпускников, занимающих ведущие позиции в мире, у нас тоже немало, от филдсовских лауреатов Перельмана и Смирнова до популярных политиков, учёных, артистов. Кстати, наш выпускник Борис Гребенщиков часто к нам приходит, даёт концерты. А один из лицеистов работает в Принстонском университете в должности профессора кафедры физики, которую в своё время занимал Эйнштейн. Кроме того, не так давно из Кембриджа пришло письмо, в котором говорилось, что наш ученик стал лучшим, и его фамилия будет занесена на золотую доску почёта рядом с Ньютоном. Их успех - труд многих наших педагогов.
Моцарт лучше Джексона?
SPB.AIF.RU: - Многие учителя жалуются, что не находят с современными детьми общий язык, а Интернет с его лавиной информации становится жёстким конкурентом.
М.П.: - Получить информацию - только первый шаг. Второе - научиться её понимать и применять, в том числе в нестандартных ситуациях. И Интернет здесь скорее союзник. Сейчас в Сети выложено большинство учебников по математике. Но чтобы их осилить, всё равно нужен учитель, который разложит тему по полочкам, правильно поставит вопросы и поможет найти ответ. Другое дело, что надо понимать детей, знать их культуру, ценности, настроения. Убедить, что Моцарт лучше Майкла Джексона. Доказать это непросто, но со звонком урок не заканчивается - в этом отличие хорошего учителя от плохого.
SPB.AIF.RU: - На конкурсе директоров вам надо было произнести речь от имени министра образования. Что вы сказали?
М.П.: - Сказал, чтобы дали школе передышку. Потому что каждый год у нас происходит что-то судьбоносное. В нынешнем сентябре, например, приняли новый закон «Об образовании», который вызывает множество вопросов. Идут бесконечные изменения, а надо сначала разобраться с тем, что уже есть, и выяснить, чего же мы хотим. Замучила также бюрократия, бесконечные отчёты. Они забирают время и силы.
SPB.AIF.RU: - Вы уже больше 20 лет связаны с 239-м лицеем: здесь учились, преподавали. А сами вы, прежде всего, директор или учитель?
М.П.: - Учитель. Веду алгебру и геометрию. Кстати, этим выбором я обязан тоже своему учителю Владимиру Васильевичу Бакрылову. Он разглядел во мне математика, хотя я собирался заняться историей или химией. И не ошибся. Лицей тоже мне стал родным. Заметил: если кто-то говорит о школе нелестно, мне становится физически плохо. Так что лучше всего ощущаю себя в классе, наедине с учениками.