День работников торговли ведет свой отсчет с 1966, именно тогда было принято решение ввести этот праздник. Отмечался он традиционно в четвертое воскресенье июля. Позднее профессиональное торжество перенесли на третье воскресенье марта. Однако до сих пор отдельные торговые организации, да и сами работники продолжают отмечать праздник «по старинке». В этом году таким днем станет 25 июля. В основном виновники торжества принимают поздравления на рабочем месте. А тут - не до гуляний, на том же рынке каждый день нужно уделять внимание, прежде всего, покупателям.
Торговля - дело тонкое
Будничный июльский день. На Сенном рынке толпятся люди: дети с мороженным, домохозяйки с полными пакетами овощей и фруктов, пенсионеры с бидонами молока и мешочками творога. Разливается аромат восточной кухни и разнообразных специй. В крытом помещении рынка тебе протягивают ломтик персика или малосольного огурца, отказаться сложно. Пробуешь - понравилось, покупаешь и то, и другое. Не понравилось - можно пробовать дальше. Если приходишь на базар голодным, то обязательно уйдешь сытым. Настоящий продавец должен быть гостеприимным, рынок - их территория. Проходишь длинные мясные ряды, молочные, овощные: везде тебе протягивают лакомый кусочек.
А на улице тебя уже зазывают померить модную шляпку или подобрать купальник по фигурке. Вещевые ряды живут своей жизнью. Покупателю не протягивают кусок брюк или ломтик пиджака, здесь пытаюсь сначала найти контакт с клиентом. Для кого-то подобрать размер или расцветку, кому-то посоветовать, в чем идти на свадьбу или иное торжество. Безусловно, предложить примерить. Хочется и себя попробовать в качестве такого психолога.
В ходе эксперимента корреспонденту SPB.AIF.RU разрешают пройти в отдел. Здесь уже не чувствуешь себя покупателем. Товар весит так близко, люди потоком проходят мимо. Одна женщина выбивается их него: «Мне бы курточку примерить, беленькую, размер только надо подобрать». Протягиваешь ей один из вариантов, видимо, в точку. Контрольный выстрел - улыбка. Акт покупки совершен. Несложно работать, когда хорошее настроение. Что же делать при его отсутствии? Обращаемся к опытным продавцам.
Нона Петрова работает на рынке более 10 лет, любит свою работу и не собирается ей изменять: «Бывает - погладишь клиента, бывает - пошлешь. Разные люди, но потенциальных покупателей видно сразу. С ними работать, безусловно, легче. Правда в период кризиса тяжелее работать стало. Посудите сами: кусочек колбаски стоит примерно 350р., у меня висит красивая блузка за 400р. Как вы думаете, что выберет человек? Неважно сколько будет стоить кофточка, он выберет мясо. А вообще, нужно оставаться человеком в любой ситуации, так и работать легче. Быть настоящим психологом, уметь подстроиться под любое настроению клиента».
Люди на рынок, действительно, приходят разные. Вот муж с женой выбирают даме платье, подходишь к ним, беседуешь с женщиной, но в нужный момент обращаешься: «Мишенька, как вам такой вариант, по-моему, ваша Лидочка расцвела». Верный прием, делаешь приятное двум сторонам. А вот две подруги выбирают одной из них обновку. Тут встаешь на сторону непосредственного покупателя. Как объясняют опытные продавцы, 70 % подруг при покупке могут поссориться.
Конкуренция на самом рынке тоже присутствует, но два одинаковых отдела вы вряд ли встретите. Вот в соседнем отделе висят платья, летние, цветастые такие. У тебя в отделе висят примерно такие же, покупателю разница не видна. Самое время подключить смекалку: «Женщина, я вам сейчас достану еще один вариант, такого точно не встретите». Грамотные продавцы всегда могут чем-то удивить.
Главное, что выяснилось в ходе эксперимента: не стоит обманывать покупателей, нужно относиться доброжелательно ко всем, несмотря на настроение. И еще - знать свои права. Не забывайте, что все мы в той или иной мере потребители. Поэтому любой продавец к вечеру становится обыкновенным покупателем. Опыт корреспондента SPB.AIF.RU подтвердил это.
Смотрите также:
- Поработав день в продуктовом магазине, корреспондент «АиФ-Петербург» узнал много нового →
- Потребляй и властвуй! →
- Неласковые сети →