Все нарушения прав потребителей происходят по одной нехитрой схеме: производители и продавцы пытаются свалить свои проблемы (нет мелких купюр в кассе, в магазине отсутствуют реагирующие на неоплаченный товар детекторы и т. д.) на нас, сделать их нашими.
Впрочем, мы сами виноваты - боимся лишний раз возразить, "входим в положение", а на самом деле - попустительствуем. Корреспондент "АиФ-Петербург" несколько дней ходил по магазинам, сталкивался с ущемлением его потребительских прав и ревностно их отстаивал. Результаты выглядят вполне обнадеживающими: при желании добиться своего можно не прибегая к написанию жалоб и прочим муторным мероприятиям, порой достаточно бывает просто припугнуть нерадивых работников торговли.
Эпизод 1. Дайте сдачу
Продуктовый магазин. Отбиваю чек на сто с лишним рублей и протягиваю тысячную купюру. Далее следует прекрасно знакомый всем вопрос:
- У вас помельче не будет?
- Не будет.
- Я не смогу вам дать сдачу.
- И что вы предлагаете?
- Разменяйте там (показывает рукой на стоящий рядом с магазином лоток с мороженым).
Объясняю ей, что отсутствие необходимых купюр - не моя проблема, а ее, причем целиком и полностью. Никуда ничего менять я не пойду, ей надо - пусть сама и меняет. Кассирша сочувственно говорит мне, что ей-то как раз ничего не надо и что товар она не отпустит.
- Отлично, - говорю. - Дайте мне, пожалуйста, жалобную книгу. И позовите администратора.
- Администратора сейчас нет. А что вы хотите написать?
- Как что? Что вы отказались продать мне товар.
- А если я не скажу вам свое имя? - вдруг спрашивает она.
- Ничего страшного. Его и без меня выяснят, - смеюсь я.
- Марь Васильна! - кричит она продавщице мороженого. - Тыщу разменяешь?
Та отвечает утвердительно. Продавщица еще раз предлагает мне сходить к лотку. Потом идет сама. Возвращается. Вручает мне бумажные купюры. А затем начинает отсчитывать мелочь. Последний рубль - пятикопеечными монетами (надо отдать должное ее мстительной изобретательности)! Но и я не лыком шит. Тем более, у меня самого этих монеток в кармане - пруд пруди. Нахожу на прилавке самый дешевый товар. Снова встаю в очередь (надо сказать, за время выяснения отношений никто ни меня, ни продавца не поторопил), высыпаю перед кассиршей сданную ею мелочь, добавляю свою и прошу несколько коробков спичек. А сам думаю: сейчас будет скандал. Но ошибаюсь. Кассирша, скривив губы в презрительной усмешке, пересчитывает мелочь и протягивает мне товар. Но меня ее гримасы не волнуют, главное - справедливость. Которая торжествует.
1:0.
Эпизод 2. Обмен или возврат?
Один из DVD-дисков, купленных мной накануне, оказался некачественным - изображение местами "подвисало", а к концу фильма окончательно "зависло". "Ну что ж, бывает, - говорят мне в магазине. - Выберите другой диск". Но тут я вспоминаю, что обменивать товар или требовать вернуть стоимость, - решать только мне. И иду на принцип - прошу деньги. Тем более, что ничего в магазине мне не приглянулось.
Но продавец-консультант Максим неожиданно заявляет, что деньги в их магазине не возвращают. Я начинаю цитировать Закон "О защите прав потребителей", но Максим меня перебивает:
- Молодой человек, - устало изрекает он, закатывая глаза, - поймите одну простую вещь. Наш магазин - не государственный, а частный, и у нас свои правила.
- Молодой человек, - говорю в тон ему, - вы тоже поймите одну простую вещь. Мне совершенно по барабану ваши правила, можете написать в них все что угодно, хоть что имеете право убивать не понравившихся вам покупателей, - если они противоречат закону, грош им цена. И вообще, это неконструктивный разговор. Пишите бумагу, что вы мне отказываете в возврате стоимости. А там уже будем разбираться.
Консультант просит подождать минуточку и исчезает. Видимо, сам решил проконсультироваться. Возвращается, проверяет на своем проигрывателе диск, убеждается, что он действительно "не того". Затем долго рассматривает поверхность на предмет царапин, но придраться ему не к чему. Самодовольная спесь с его лица исчезает, он прячет глаза, цокает языком, бурча себе под нос: "Надо же, действительно, левый диск какой-то". Через минуту я получаю назад свои кровные 90 рублей.
2:0.
Эпизод 3. Все свое ношу с собой
Магазин, торгующий хозяйственными и парфюмерными товарами. Захожу, беру корзину, но тут меня останавливает охранник. Просит оставить рюкзак в камере хранения. Спасибо за заботу, говорю, мне не тяжело. Тот объясняет, что входить в торговые залы с сумками нельзя. В свою очередь объясняю ему, что сдавать или не сдавать рюкзак - мое право, но не обязанность. И вообще - пусть покажет бумагу, в которой сказано, что магазин в случае чего несет ответственность за кражу моих вещей. А вдруг у меня в рюкзаке золото и бриллианты? Никакой бумаги, естественно, охранник не показывает. Зовет администратора.
- Никаких проблем, - говорит она. - Если опасаетесь, идите с рюкзаком. Только на выходе раскройте его.
Приходится вновь вести просветительскую работу. Ну уж дудки, говорю, ничего показывать вам не буду. Если подозреваете, что я украду товар, вызывайте милицию - только стражи порядка имеют права проводить оперативно-розыскные мероприятия, каковым является обыск. Кроме того, заглядывать в чужие сумки запрещено Правилами торговли.
Объясняю это все, беру корзину и бодро с рюкзаком за спиной шагаю в зал. Слышу сзади негромкий голос администратора: "Юрист, наверное". Первые минуты две охранник на расстоянии идет за мной, но вскоре возвращается на свое рабочее место. Действительно, надо же следить, чтобы никто с сумкой не зашел. Тем временем я беру все, что мне нужно, и расплачиваюсь в кассе. Вопреки моим ожиданиям, ни администратор, ни охранник никакого интереса ко мне не проявляют. Видимо, решили не связываться с "шибко умным". Лишь когда перекладываю покупки из корзины, замечаю, что охранник, вывернув голову, пытается заглянуть в рюкзак. Я еле сдерживаюсь, чтобы не расхохотаться. Он замечает мой взгляд и мгновенно отворачивается.
3:0!
В футболе это означает - победа с крупным счетом. Причем на чужом поле - оттого она приятней вдвойне. Правда, будем справедливы, если бы шла речь о некачественной технике или, скажем, обуви, повозиться пришлось бы изрядно. Здесь же мои права попирались так, "по мелочи". Но, во-первых, что начинается с мелочей, все прекрасно знают. А во-вторых, как только со мной произойдет потребительская неприятность посерьезней, обязательно расскажу и об этой битве.