Вокруг деятельности арт-группы всегда много шуму. Провокационные акции становятся не только поводом для публикаций, но и, по мнению некоторых, произведениями современного искусства, достойными наград.
Напомним, недавно группа экспертов, среди которых сотрудники Эрмитажа и Русского музея, решили включить арт-группу в число номинантов на государственную премию в области современного визуального искусства. А на днях ее «полотно» «Член в плену у КГБ» решили разместить в одной из престижных галерей. Что же это - творческий прорыв или хулиганство и вандализм?
«Фаллос на Литейном - ответ на нашу нерешительность»
Алексей Лепорк, искусствовед, научный сотрудник Государственного Эрмитажа.
- Боюсь, что большая часть критиков группы «Война» забыли одно из главных предназначений искусства: оно должно беспокоить, расталкивать равнодушных, заставлять задуматься. Арт-группа «Война» делает это. Ее акция на пролете Литейного моста - это провокация, подталкивающая к решению важных вопросов. В частности, касающихся массовых репрессий.
Погибли миллионы невинных людей, почти каждая семья потеряла кого-либо из близких, но четкая оценка этому наследию советского прошлого на государственном уровне так и не дана. Фаллос на пролете моста рядом с Большим домом - это знак протеста, ответ на нашу нерешительность, страх, который глубоко запрятан. И место выбрано точно. Поколения ленинградцев опасались даже приближаться к этому зданию на Литейном проспекте. Моя бабушка, например, всегда предпочитала обходить его стороной. Говорили, что «из его подвала видна Сибирь». Поразительно, но мы перестали говорить об этом правду. А «Война» высказалась и недвусмысленно.
То же с акцией «Дворцовый переворот». Признаться, переворачивание машин и у меня восторга не вызывает, но это «метка» милиции, к которой у людей накопилось много претензий. Не случайно президент решил изменить даже само ее название и начать работу наших правоохранительных органов с чистого листа.
Возможно, со стороны группы это радикальный, грубый ход. Ну и что? Все же ожили, стали говорить о том, что раньше замалчивалось. Это самый неожиданный образ молодого искусства. Участники арт-группы стремились к самому сильному отклику, реакции общества и они их получили. Кто-то же должен поднимать проблемы, задавать жесткие вопросы.
Акция «Член в плену у КГБ» - погоня за славой с помощью скандала
Владимир Еременко, политолог
Арт-группа «Война» никогда не привлекала моего внимания, несмотря на то, что ее эпатажные акции комментировали известные политологи и искусствоведы. Странноватого вида молодые люди демонстрировали публике забавные картинки, на которых политические лозунги соседствовали с эротикой, а реальность перемежалась сюрреалистическими видами военных сражений, а все вместе взятое оформлялось изощренной нецензурной бранью. Все это казалось мне скучным, пошлым и «плоским», не представляющим культурной и эстетической ценности, и, отнюдь, не новым в искусстве. И даже заявление одного из духовных вождей «Войны» А. Плуцкера-Сарно о том, что «только безнадежные дебилы не понимают ценности шедевров группы» не изменило моего мнения и не привлекло внимания к его «творчеству».
И вдруг шокирующая новость: группа экспертов, среди которых директор отдела современного искусства Эрмитажа Д. Озерков, руководитель сектора современного искусства Русского музея А. Боровский, приняли решение включить арт-группу «Война» в число номинантов на государственную премию в области современного визуального искусства в разделе «инновация» за акцию «Член в плену у КГБ».
Указанная акция была проведена в ночь с 13 на 14 июня 2010 г., когда группа активистов «Войны» нарисовала фаллический символ во всю длину Литейного моста. Все тот же Плуцкер-Сарно не без гордости констатировал: член на Литейном мосту – это наша лучшая работа. Это искусство. Это портрет нынешней вертикали власти. И этот «шедевр» размером 65 метров в длину и 27 метров в ширину представители профессионального сообщества «двинули» на государственную премию, учредителем которой выступает Государственный центр современного искусства. Есть от чего возмутиться и задаться вопросом: что происходит в нашем обществе? Неужели антиценности стали ценностями, а антинормы превратились в нормы? Неужели нарушение правил поведения в обществе стало ценностью этого общества и появилась мода на антисоциальное поведение? Неужели у нас нет талантов, творцов более достойных государственной премии?
В этой связи напомним некоторые провокационные акции «Войны», которые писатель Михаил Веллер называет юношеским социальным протестом в эпатированной и озорной форме.
Групповая оргия в одном из залов Государственного биологического музея в Москве. Акция состоялась в канун выборов президента России 2008 г. Она позиционировалась как портрет предвыборной страны и «напутствие молодому руководителю».
Демонстративная кража курицы из супермаркета в Санкт-Петербурге, произведенная летом прошлого года самым что ни на есть изощренным способом. Одна из участниц акции засунула несчастную тушку в детородный орган и вышла с ней из магазина. Все это отвратительное действие символизировало «творческий» замысел, означавший в переводе с нецензурщины: воровали, воруем и будем воровать.
В сентябре 2010 г. в Санкт-Петербурге состоялась акция «Войны» «Дворцовый переворот», целью которой было «показать, как надо проводить реформу МВД». Во время акции активисты группы перевернули несколько милицейских автомобилей, причем внутри некоторых из машин в этот момент находились милиционеры.
Попытки назвать акции «Войны» произведениями искусства основываются на сомнительных, с моей точки зрения, подходах. Некоторые эксперты приводят в пример Марселя Дюшана, который поместил в музее писсуар промышленного производства и назвал его произведением искусства и, якобы, общество это признало. Получается, что современное искусство построено на зыбкой основе относительности. И судьбу художественного творчества, что является искусством, а что нет, определяет личность на основе собственных убеждений и ценностей. Или «нечто» становится искусством как результат общественного договора (сговора?) между «творцом» и искусствоведом. А как быть с общественными критериями? Разве искусство не призвано раздвигать границы непосредственного опыта человека, учить и воспитывать, формировать базовые ценности общества, доставлять эстетическое наслаждение? На основе каких показателей общество, к примеру, признало «Писсуар» М. Дюшана или «Черный квадрат» К.Малевича произведениями искусства? И признало ли?
Для А. Лепорка акция «Член в плену у КГБ» - колоссальный прорыв, поднимающий огромную художественную проблематику. Для меня, как свободного зрителя, указанная акция – хулиганский жест, погоня за славой с помощью скандала, не прикладывая усилий, хотя бы на месяц, год. И кто нас рассудит?
На мой взгляд, известная группа лиц пытается деполитизировать акции «Войны» и перевести их в разряд современного искусства. То, что самими активистами арт-группы планировалось как средство радикализации настроений, как протест против, с их точки зрения, уничтожения демократии и прав человека, оценивается теперь как выдающиеся произведения искусства в жанре «акционизма». Хулиганство и вандализм объявляется творческим порывом, не подлежащим наказанию.
Но и собственно политическими действия «Войны» назвать трудно. Все это квазиполитические акции на фоне современной публичной политики, которая стала заметно скучнее, при том, что реальных проблем в обществе не уменьшилось. Как мне кажется, акции арт-группы «Война» - это и не искусство, и не политика, а маргинальные глупости, упавшие на подготовленную почву. В обществе действительно растут протестные настроения, в частности, против действий милиции-полиции. И эти настроения ищут выход.
Смотрите также:
- Глеб Богомолов: "Мир устроен не так, как мы представляем..." →
- Михаил Шемякин: «В искусстве воцарилась патология» →
- Цвет борьбы. «Мрачные картины» Владимира Шинкарева →