«АиФ-Петербург» уже писал о том, что предприимчивые нувориши захватывают прибрежные территории и строят свои владения вплотную к водоёмам, что запрещено Водным кодексом РФ.
Активисты движения «Против захвата озёр» бьют тревогу - по такому принципу застраиваются Суздальские озёра, Нахимовское озеро и множество других. Наши корреспонденты отправились в Выборгский район Ленобласти и убедились, что для Водного кодекса далеко не все равны.
«Большие люди»
Как известно, Водный кодекс РФ запрещает строить жилые дома и другие помещения ближе чем в 20 метрах от водоёмов. Но в Ленобласти закон цинично нарушается. Так, на Нахимовском озере строится сразу большой коттеджный посёлок. Его прибрежная зона будет доступной для прогулок лишь для жителей посёлка. Остальные не пройдут, для чего предусмотрена заградительная решётка. Это прямое нарушение закона. Местные жители лишь разводят руками:
- Озеро фактически приватизируется частными лицами. Что мы можем сделать? Тут такие большие люди селятся, с ними не поспоришь...
Активист движения «Против захвата озёр» Владимир Павлов «больших людей» не боится - он подал в суд иск с требованием к прокурору Ленобласти провести проверку использования береговой полосы оз. Нахимовское. Мы также обратились в прокуратуру области и получили ответ, что сотрудники надзорного ведомства несколько раз выезжали на место, и нарушения, действительно, были выявлены. Прокуратура направила иски о сносе некоторых построек после проверки в феврале 2011 года. Однако, как говорят защитники озёр, никто коттеджи сносить не спешит - «вопрос замыливается».
Кстати, ими выявлено ещё около тридцати подобных массовых застроек в Ленобласти.
В частности, захваты произошли на оз. Пионерском (Выборгский район), на р. Вуоксе, в посёлке Барышево, в посёлке Удальцово (Суходольское озеро), у посёлка Светлое, в устье р. Бурная. Так же, с огораживанием берега, строится коттеджный посёлок «Суходольское» на одноимённом озере. Новые дома с собственными пляжами появились на берегу Большого Симагинского озера, на реке Рощинка, на озере Хеппоярви в Токсово.
Ветряные мельницы?
А были ли прецеденты, когда озёра удавалось спасти, или их защитники борются с ветряными мельницами? Успехи у активистов есть, правда, скромные. В 2008 году Приозёрская районная прокуратура проверила оз. Большое Барково, выявила незаконные ограждения и предписала их снести. Удалось защитникам и местным жителям «отбить» оз. Вероярви в Токсово, где застройщик собирался построить элитный городок. Координатор движения «Против захвата озёр» Ирина Андрианова сетует, что даже при вмешательстве прокуратуры водозахватчики продолжают нарушать закон:
- Так, Приозёрская районная прокуратура обязала нескольких домовладельцев, огородивших берега, освободить проходы к воде. В результате ничего сделано так и не было. И это типичная ситуация.
Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов с 2012 года запретит формирование земельных участков в водоохраной зоне на всей территории Петербурга и Ленобласти. По мнению специалистов госструктуры, только такие меры способны остановить лавину водозахватов. По словам юриста Алексея Смирнова, снос домов в столичном садоводстве «Речник», которые были построены незаконно, показывает, что при желании власти могут принять меры против зарвавшихся строителей и их клиентов.
Смотрите также:
- «Купаться запрещено». У жителей Выборгского района отбирают озеро и землю →
- Озёра - за решёткой. Почему в регионе почти не осталось свободных берегов →
- Прокуратура проверила застройку коттеджами поймы реки Верхняя →